Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова под Неделю Крестопоклонную, совпавшую в 2002 году с Благовещением Пресвятой Богородицы. Вечер 6 апреля 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".
Сегодняшний праздник наш престольный, Благовещение, совпал с Крестовоздвиженской Неделей, и поэтому в нашем уме, так как он один, в этом единстве сплавляются и соединяются вместе два чувства, которые в нас, с одной стороны, вызывает Крест Господень, а с другой стороны, такой радостный праздник, когда мы торжествуем начало христианской эры, её расцвет, её зарю. Действительно, вся наша жизнь имеет две стороны. Пророк сказал Матери Божьей, когда увидел Её: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). И Ангел сказал: радуйся (Лк. 1, 28). Действительно, как у всякой девы, готовящейся стать матерью, бывает радость такого превращения уже во взрослое, плодоносящее существо, тем не менее это сопряжено со скорбью, с кровью, страданием и со всякими волнениями. А в случае Матери Божьей это особенно, потому что каждый из нас имеет хотя бы чисто психологическое утешение в том, что каждый из нас страдает за свои грехи, поэтому нам переносить страдания в этом смысле легче, когда человек знает, за что он страдает. Матерь Божья ни в чём не согрешила ни перед Богом, ни перед родом человеческим, чтобы Ей испытать такую участь, то, что Она претерпела, глядя на Своего Сына. Конечно, как Мать, Она хотела бы Его от этого сохранить и защитить, как всякая мать хочет всегда оградить своих детей и от внешних каких-то нападений, и от внутренней брани, и от всяких искушений противного врага рода человеческого. Часто это сделать невозможно, приходится претерпевать. Неизвестно ещё, что легче: самому ли попасть в некий переплёт, или когда любимое чадо испытывает удары судьбы, как мы говорим. Это переживание за того, кого любишь, гораздо сильнее, как правило. Очень часто человек согласен бы сам пострадать, только бы избавить от страданий близкого его сердцу человека. Очень часто люди пытаются как-то, превозмогая свою муку неверия, обвинять Бога: “Если бы Бог был, Он бы не допустил”. Матерь Божия – это такой ответ. Посмотри, как страдала Сама Богородица, родившая в мир Сына Божия Христа Спасителя. Заграждаются всякие уста (Рим. 3, 19). Невинное, безгрешное, святое существо, лучшая из лучших, не только из своих соплеменников и современников, а вообще из всего рода человеческого, и Она страдает.
Такое временное совпадение связано с движением луны и с взаимоотношением движения вокруг солнца. На определённый день выпадает Пасха, Изнесение Древа Креста в Крестопоклонную Неделю совпадает с Благовещением. На самом деле в духовном плане такая окраска Благовещения этой сенью Креста Господня очень уместна, потому что Матерь Божию мы же тоже прославляем во Кресте, и когда поём: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”. Без Креста нет и Воскресения, поэтому Крест осеняет всю нашу жизнь и весь подвиг христианский, который и заключается в этом несении креста. Каждому человеку нужно пострадать, чтобы что-то понять вообще в жизни и в самом себе. Не только для того чтобы узнать, как-что даётся и что-где-почём в нашей жизни, но и таким образом явилось в результате грехопадения уже свойство нашего грешного сердца, что если человек не испытал в жизни каких-то страданий, то он ничему не научится. Степень страданий, конечно, у всех разная, Господь Сам попускает каждому крест. Мы вообще о таком человеке говорим: “Он жизни не знает”. Особенно это для людей молодых, которые не знают ни как деньги зарабатываются, ни как люди болеют, ни как тяжело терять близких, когда они умирают. Единственная трудность – урок выучить, вовремя прийти или какое-то слово сдержать. Вот, собственно, и все такие скорби. Скорби же бывают другие, поэтому обычно молодые люди так глупо заносчивы, нахальны, судят о том о сём лихо. А если человек уже хлебнёт немножко горя, как говорит пословица, жареный петух немножко поклюёт человека, то уже начинает и чужую боль воспринимать, и начинает понимать, почему один человек волнуется за другого. Начинает, если ещё не чувствовать, то сочувствовать этому.
Господь хочет каждому человеку спасения. Конечно, нам спасение легче всего по нашему детскому сознанию воспринимать в каких-то образах, поэтому большинство людей вольно или невольно, из книг или по воспитанию, или потому что когда-то бабушка говорила, что Бог накажет, воспринимают спасение так: прожил жизнь, потом умер, потом на счётах посчитали, и вот выходит тебе такая-то комната, как некий ордер, куда ты помещаешься. В результате этого ордера ты от Бога имеешь те или иные льготы. Или наоборот, наказание, так-то и так-то тебя за твои грехи будут наказывать. Это всё правильно, как правилен всякий образ. Как показать “о”, а человек скажет, что это “о” или ноль. На самом деле это не “о” и не ноль, потому что «о» – это звук, а ноль – это такая цифра, которая обозначает ничто или начальную точку отсчёта, но это совсем не это, просто люди договорились, что этот символ из очень древней письменности, может быть финикийской, будет считаться у нас изображением звука “о”. Может быть потому что у нас так губы складываются при произнесении этого звука, так совпало. Это просто договорились, поэтому, когда видим такое начертание, человек думает, что это либо “о”, либо ноль. Вот, собственно, и всё. И это правильно, мы это не оспариваем. Каждый школьник с первого класса, а некоторые детки ещё раньше, это знают. Так и с тем, что в результате своей жизни человек наследует нечто, что можно представить в таком виде. Но по сути это не так. Спасение – это совсем другое. Спасение – это есть достижение общения с Богом, это есть отношения определённого свойства, подобно тому, как у очень хорошего сына могут быть отношения с очень добрым, хорошим и любящим отцом. Отношения полного доверия, отношения послушания, отношения любви, отношения жертвенного служения одного другому. Вот такие близкие взаимоотношения двух существ – Создателя, Бога и человека грешного, но созданного изначала по образу и подобию Божию. Вот складывание этих взаимоотношений и есть спасение, потому что все люди имеют недостаток и нужду в любви. Все нуждаются в любви, но понятно, что ребёнку никто отца с матерью заменить не может, не получается. Что-то в отношениях родителей и детей есть особенное, что чужой человек не может дать. Ребёнок, если знает, что он чужой, что-то тут возникает иное. Хотя правильно говорят, что не та мать, которая родила, а та, которая воспитала. Но на этой почве тоже бывают всякие трагедии. Когда ребёнок узнаёт, что родители не его, возникает какая-то трещина, какой-то соблазн. А для некоторых наоборот, мамочка является через двадцать лет, а он говорит: “Извини, маманя, я, конечно, очень сожалею всем твоим чувствам, но всё-таки у меня есть мать и я её люблю”. Какая группа крови в жилах течёт – это уже дело десятое. Всё-таки главное, что в душе, а не в жилах. Когда-то древние евреи думали, что душа находится в жилах, и кровь играет какую-то роль. На самом деле нет. Играют роль мысли и чувства, а это совсем не так связано с жилами и с кровью.
Но как достигнуть этого общения? Потому что мы все знаем, что у нас даже между людьми общение бывает разного уровня. Вот ребёнок орёт, он взывает к своей матери, потому что понятно, что всем остальным до этого никакого дела нет, кроме как к раздражителю, который мешает, а для матери это сигнал. Это всё равно взаимоотношения в одни ворота, он орёт и требует, а она уж как решит. Хотя он знает, что ему надо, но это знание ещё не интеллектуальное, а вполне ещё животное. Мать должна как бы угадать, что в этом крике ему надо. Если она ему это подаст, возместит, то он опять придёт в состояние равновесия, как мы говорим, успокоится. Не сразу, конечно, по затухающей. Всё войдёт в обычное русло. Вот это один уровень отношений. А другой уровень отношений двух друзей, у которых есть какая-то общая тема или две темы, которые этих людей сближают. Они не касаются семейной жизни одного или беспутной жизни другого, они общаются на другом уровне. Третий уровень – это семейные отношения, муж и жена. И то там по-разному бывает, бывает полное слияние, а бывает какое-то частичное пересечение, тогда каждый о другом супруге говорит: “Мы не совсем друг друга понимаем”. Что это значит? Это значит, что каждый довольствуется каким-то сегментом семейной жизни, а другое не получается и не складывается, а бывает, что кому-то это вообще не надо, его вообще всё устраивает и так. Никто семейной жизни не учил, в своей семье, в которой вырос, ничего подобного не было. Просто человек не знает, как это могло бы быть.
То же самое и во взаимоотношениях человека с Богом. Один на протяжении десятилетий с Богом в каких-то вполне торговых, хороших и вполне иногда бывает и честных отношениях. Я Тебе сейчас молебен отслужу, а Ты мне. Поэтому, когда он молебен отслужил, а чего-то не склеивается, он приходит к священнику и говорит: “А что мне делать?” Имеется ввиду, может быть есть ещё какой-то молебен, который он не знает. Или думает, что мало дал. Человек удивляется, почему работало, а тут вдруг перестало работать. А так бывает, приходишь в аптеку, говоришь: “Вот две тысячи рублей, дайте лекарство”. А там говорят: “А вы знаете, у нас такого нет”. Он в другую аптеку, он в общую справочную. Ему говорят: “Вы знаете, в Москве сейчас такого лекарства нет”. “Как же быть?” – “Не знаем, как. Ждём из Германии партию”. Это сейчас, а пятнадцать лет назад хоть застрелись, нет и всё, и ввоз запрещён. Что хочешь, то и делай. Ты не из четвёртого управления, auf wiedersehen. Ничего не получается. Так и здесь, с Богом нельзя механистически. Если отношения до определённого уровня, как учителя и ученика — задание сделал, ребёночек выполнил достаточно аккуратно, ну и ладно. Садись с Богом, пять. И дальше вообще не интересно, спал ли он, болел ли он. Если что-то за рамки, то с родителями. Вот не пришёл, прогулял, папиросами пахнет, ещё что-то. Собственно, опять какой-то сегмент, а Бог-то хочет человека спасти. Бог любит и естественно Он хочет, чтобы и Его любили. Его такая механистическая торговля – опустил монетку, билет вышел, Его это не устраивает. Для этого сердце человека нужно упражнять, чтобы оно не чисто одной головой, рационально подходило к этим взаимоотношениям, а чтобы отношения были живые, как между двумя любящими существами, потому что только любовь открывает глаза. Даже человек, у которого есть кошка, и он её любит, эта любовь ему раскроет глаза на эту кошку. Он узнает все её особенности. Он узнает, что, оказывается, у кошки свой характер, у неё свои привычки, у неё свои чувства, у неё свои сны. Ну подумаешь, кошка, идём – и кошка мимо, вроде бы ничего особенного нет. Оказывается, там целый мир, можно изучать и писать тома. Каждая её поза о чём-то говорит. Кому? Тому, кто её любит. Говорит, что она больна, что ей дискомфортно от чего-то, что-то она натворила, всё выражается, но понять это можно, только возлюбив. Так и любой предмет, науку, любое дело, чтобы его освоить, его нужно полюбить. Почему у человека получается или не получается? Человек говорит: “Я не люблю биологию”. Ну всё ясно, что он ничего не понимает, поэтому он и не любит. И наоборот, если любишь не на словах. На словах очень многие люди нечто или кого-то любят, а когда до дела дойдёт для любимого что-то сделать, тут сразу и проверяется степень. Любовь можно измерить линейкой. Это настолько точно, это даже точнее, чем на весах. Даже плакат такой в Москве — “Любишь? Докажи!” Тут имеется в виду, какой ты для любимой камушек купишь, но это опять же зависит больше от кармана, чем от любви. На самом деле доказать вообще ничего нельзя никому и никогда, только с помощью пистолета, а словами нет. А вот показать можно, чего один человек может сделать для другого. Если это всё сложить и найти какой-нибудь эквивалент, может быть, не денежный, а какой-то иной, то это будет сумма той любви, на которую человек способен в данный момент.
Так и во взаимоотношениях с Богом, Бог явил человеку любовь неизреченную. Он попустил страдания ради нас собственной Матери, потому что это неизбежно. Чтобы нас спасти, Он должен был взойти на Крест. А взойдя на Крест, Он должен был с Креста смотреть на страдания собственной Матери, которая никогда не допускала в отношении Его педагогические ошибки, которые допускают матери в отношении своих детей. Она ничем не провинилась, ничем этого не заслужила. Более того, Он Сам страдал на Кресте. Более того, Он Сына Своего Единородного не пожалел, чтобы нас спасти. Нас, каждого из нас, такого грешного, которого убить-то мало. Он это сделал, заставил страдать Своих любимых, страдал Сам и отдал на смерть Своего Единородного Сына. Кто из нас ради какого-то другого человека, пусть хорошего, у каждого из нас есть представления о том, кто такой хороший человек... Вот где-то там, в дебрях Африки, живёт хороший человек. Ему скажут: “Давай твоего сыночка такого противного, непослушного, грешного сейчас зарубим ради спасения того. Ему сейчас угрожает опасность, его съесть хотят. Давай твоего отдадим, пусть они твоего съедят, а этого отпустят, потому что тот хороший, а твой плохой. Ты же сама жалуешься, что он такой-сякой”. Никто же этого не сделает, а Отец Небесный сделал. Для нас построил вселенную, для нас зажёг на небе звёзды, для нас создал прекрасную землю, для нас создал всё – от птиц, которые щебечут и поют, до звёзд, которые украшают небосвод. Чтобы нам, когда выйдем ночью, посмотреть на небо и ахнуть, какая красота, стишок какой-нибудь сложить или просто прослезиться. Всё для нас, всё, что есть, всё для нас. Как ещё Ему нужно доказать?
А мы? Да и помолиться-то лень пять минут: «А можно Серафимово правило?» – «Да, можно», – «А можно?» – «Можно», – «А можно просто “Господи, помилуй”»? – «Можно», – «А можно вообще не молиться?» – «Да конечно, можно». Всё можно. Не молись, не постись, в Церковь не ходи, вообще лежи. Купи всяких напитков и лёжа пей. Всё открой заранее, чтобы потом не вставать за открывалкой, и лежи. Всё можно. Но что ты хочешь, человек? Чтобы тебя жажда не мучила или всё-таки достичь Бога? А мы всё выторговываем: “Можно ли не молиться? Уже поздно, я не успел прочесть, можно мне не читать?” Да можно, всё можно. Вообще ничего не делай. Что ты хочешь, человек? Вот этого, к сожалению, мы никак не понимаем. Мы всё хотим обеспечить себе юридическую защиту перед судом Божьим, на всё заручиться благословеньицем, чтобы у нас на каждую претензию Бога была справочка: «А это у меня благословлено», «А это мне разрешили», «А это мне можно». Это всё да, справочки есть, всё хорошо, а где твоя любовь к Богу? Представьте себе, ребёнок орёт в два часа ночи, мать будит мужа, говорит: “На справку, поди дай ему, что мне полагается хороший отдых, чтобы у меня молоко не пропало”. Папаша подходит к ребёнку и ему туда в коляску справку кладёт. Понимаете? А мы в таком положении находимся, потому что мы всё время хотим себе что-то такое выторговать. Всё можно. Апостол Павел сказал: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Неполезно в храм не ходить, неполезно не поститься, неполезно не молиться, неполезно жить только для себя, неполезно искать какие-то юридические оправдания собственному безделью. Это неполезно, потому что если хочешь, чтобы некая дама тебя любила, её надо завоёвывать, а не так, как ты бы хотел, чтоб ты был кронпринцем, а вокруг тебя бы все крутились. Любовь требует обязательно жертвы твоей собственной. Понятно, что мы все эгоисты, мы все дурно воспитанные люди, мы все малоначитанные в церковной литературе. Более того, у нас страшный дефицит настоящих христиан, мы с ними вообще в жизни не встречались, мы не знаем, как это бывает, поэтому всё стараемся подойти к этому вопросу чисто внешне. Нужно искать совершенно другого, нужно искать Самого Бога, нужно вступить в отношения с Ним. Как Пресвятая Дева Богородица говорит: се, Раба Господня (Лк. 1, 38). Мы привыкли эти слова в Евангелии читать, но мы плохо представляем себе, что за этим стоит, какой вообще величайший, космический смысл. От этих слов возникла эта эра, в которой мы живём. Благодаря этим словам мы вообще здесь присутствуем все. Всё было бы совсем по-другому, если бы Она так не сказала, а сказала бы: “Нет, я не согласна. Я не понимаю. Я не хочу”. Могла бы просто испугаться, куда-то забиться в угол и от этого уйти. Не было насилия и его не могло быть. Бог послал к Ней Ангела, потому что и некого было послать. Бог не может явиться Сам, Бог – это Дух невидимый, Он действует через Своих посланников. Он послал к Ней и сообщил: “Вот тебе весть. Я тебя избрал. Хочешь?” Она говорит: «Да. Се, Раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Это было Её добровольное участие, Она на это пошла. Каждый в нашей жизни добровольно на многое идёт, только нужно ещё то, на что ты добровольно пошёл, довести до конца.
Хотя многих из нас крестили в детстве, это было не добровольно. Многие из нас плакали, вырывались, не хотели, кричали: “Хочу домой!” Очень часто ребёночка крестишь, а он кричит: «Я хочу домой!» Здесь странно, непонятно, что с ним делать. Но если человек в Церковь пришёл, это уж он добровольно пришёл. Некоторые говорят: «Да это он из моды ходит». Из моды постой три часа на одном месте в духоте. Ну разок постоишь на Пасху. На Пасху все идут и я. А на Благовещение? А на Благовещение уже не все. Тот, кто пришёл, пришёл добровольно. Зачем? Хочу я с Богом этих взаимоотношений Отца и сына или не хочу? Если я хочу, что я для этого делаю? Или что я не делаю, но согласен делать? Или то, что я знаю, что надо делать. А теперь, что я знаю, что нельзя делать ни в каком случае, а я всё равно делаю? Как мне вообще из этого выйти, кто мне в этом поможет? На кого мне в этом смысле смотреть и на что опираться? Это нам и надо решить. Без креста решить это невозможно. Придётся ещё, чтобы спастись, добровольно принять на себя страдания такого же рода, то есть отречение от самого себя. Матерь Божия отрекалась от Самой Себя. Сын Божий в Гефсиманском саду отрекался от Самого Себя. Отец Небесный, посылая в этот наш поганый (”поганый” по-латински значит “языческий”) и безбожный мир Сына Своего на страдания, отрёкся от Самого Себя. Для чего? Чтобы нас спасти. Чтобы достичь общения с Богом, нужно приносить в жертву себя, свои желания, свои чувства, свои очень многие стремления, если они идут вразрез с этим общением. Если я люблю какого-то человека, ценю эти взаимоотношения, а что-то ему в моих действия не нравится, у меня только два пути: либо я должен врать, скрывать то, что у меня есть что-то иное, либо отказаться от этого иного, чтобы не нарушать эти отношения. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Мк. 4, 22), всё рано это узнается, будет большая неприятность. Иногда вплоть до того, что разрушатся эти отношения. Это совсем не то, что мы ищем, если ищем. Если мы просто ищем утешения, пришёл в Церковь, постоял, помолился, на душе как-то полегчало, вроде как выпил, то и это можно здесь получить. Но тогда, когда придёт наша душа на суд Божий, Господь скажет: “Что ты хотел в этой жизни, ты уже получал. На что ты ещё претендуешь? Всё, что ты хотел, ты уже получил. Хватит с тебя награды той, которую ты имеешь”. То есть каждый от Бога получает то, что он хочет. Хочет не на словах, теоретически, а практически. Поэтому Бог никого не судит, человек сам выбирает на каком уровне у него будут отношения с Богом. Сам в полной ответственности. Всю нашу жизнь здесь и всю нашу жизнь там и во веки веков каждый человек определяет сам. Хорошо бы нам учитывать ещё, если мы действительно хотим достичь Бога, учитывать и Самого Бога, потому что Он послал в мир Своего единородного Сына, чтобы мы через Сына познали бы Отца. Христос сказал: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30). Чтобы узнать, а каков Он, Христа окружали десятки тысяч людей, и у каждого с Ним были какие-то отношения. Градация этой гаммы была от полной ненависти и неприятия, до полной любви и послушания. Понятно, что ненавидящих всегда больше. Ненависть, во-первых, нам более всего свойственна, мы склонны более раздражаться, чем смиряться, более кричать, чем говорить какие-то ласковые слова, более склонны ругаться, чем читать стихи и так далее. Это понятно, мы люди грешные, поэтому одних больше, а других меньше. Евангелие для того и дано, чтобы нам показать, какие бывают взаимоотношения с Богом. Так и Господь, одного на Тайной Вечери держит на Своей груди, других берёт на гору Фавор, третьим говорит следовать за Ним, а четвёртым говорит за Ним не ходить и оставаться дома. Это зависит от самого человека, потому что Бог всегда один.
Если угодно знать, то один из признаков Бога – это Его абсолютная неизменяемость. В Боге нет ни тени перемен. Каков Он был две тысячи лет назад, таков Он и сейчас. Меняются эпохи, моды, какие-то идеалы людей, увлечения, у людей всё меняется. По любому предмету специалист может всегда сказать: “О, это музыка XVI века”. Это будет абсолютно математически, не ошибёшься. Если не специалист, он может лет на сто ошибиться, но никогда не спутает музыку XIX века и XVI, это просто невозможно. Так и с картиной, и с книгой, с любым отпечатком человеческой культуры, потому что каждая эпоха меняется, а Бог неизменен. И Евангелие тоже можно перевести на любой язык, смысл останется всё равно тот же. Этот великий смысл нужно каждому из нас найти именно в меру своих убогих возможностей, потому что Господь не требует от человека сверх его возможностей. Сколько тебе Богом отпущено, в эту меру это и есть твоя ответственность. Даже самый рафинированный и изысканный человек, изящный, тонкий, умный, он перед Богом всё равно глупец и неуч, просто наивный обормот. Ну что такое человек перед Богом? Все наши достижения просто смешны, вся наша наука глупа. Что-то с краешку удалось копнуть, как ребёночку в песочнице. “Мам, смотри какой я камушек нашёл”. Мама смотрит, ну подумаешь, невидаль. Для него это камушек, а человек скважину пробурил полтора километра, а сорок тысяч вниз не хочешь? Подумаешь, полтора километра. Мы в космос полетели. Какой там космос, двести километров от земли. До Тулы больше расстояние, чем ваш космос. Какой там космос, о чём речь? Венера, да что там Венера, солнечная система, она же махонькая, совсем крошечная. До ближайшей звезды в другой солнечной системе только свет летит шесть лет, а тут на Венеру мы запустили. Какой космос, это поверхность земли. Кичиться можно, щёки надувать по любому поводу. Это маленький ребёночек штанишки новые наденет, уже ходит гордится новыми штанишками. Так и в молитвах соборования сказано: «Якоже руб поверженный, всякая правда наша пред Тобою». Имеется в виду рубище, то есть тряпьё, которое на нас одето – вот это все наши достижения перед Богом. Для Бога ценность всех наших достижений только в том, что в этом всём участвует наше “я”, наша душа, вот это для Него драгоценно. Поэтому все наши местные потуги Богом воспринимаются в свете того, что это затрагивает наше сердце, что здесь участвует наша любовь, в этом участвуют наши чувства. Вот это имеет некую духовную ценность, потому что это связано с любовью. Господь хотел бы чтобы это всё в нас раскрылось, но так как сердце окаменело от греха, оттаивает только через страдания, поэтому Господь всем попускает страдать. Все, начиная с апостолов и Матери Божьей, кончая святыми последних дней, все были страдальцы и мученики. Поэтому присутствие креста на Благовещении, повторюсь в пятый раз, оно для нас очень уместно. Постараемся в нашем уме это соединить.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/