Отсутствие средств порождает глубину интеллекта и изобретательности, хоть и нехотя. Советское кино, при огромнейшем обилии великолепных артистов, режиссёров и писателей, попадало под грубый нож цензуры и, иногда без всяких причин, раскраивалось на мелкие лоскуты, лишаясь многих интересных, а иногда и заглавных, мыслей. Единственной отдушиной для советского художника оставалась мультипликация. И именно это чудо стало для советских и постсоветских детей смесью становления художественного вкуса и психологической травмы.
Субботнее утро 90-х. Ты просыпаешься по школьной привычке не позднее восьми утра, тихонечко на цыпочках ходишь по дому чтобы не разбудить взрослых, включаешь телевизор и ждёшь пока тот неспеша прогреется и начнёт не только говорить, а ещё и показывать. Переключются каналы на телевизоре при помощи крутилки и никакого тебе пульта, но это ерунда! Самое ужасное это то о чём я уже писал: телевизор не встречает тебя мультиками, там "Слово пастыря" или "Играй, гармонь!". Последняя надежда это канал "Культура", там конечно какие-то странные, но всё же мультфильмы.
Халиф-аист
Мультфильм с восточными мотивами, который начинается с приятной, буквально усыпляющей мелодии музыкальной шкатулки. Сказка о том, как богатый молодой мужчина не знает куда себя деть и тоскливо завидует аистам. Однако, бойся своих желаний, а то они ещё и сбываться иногда могут. Откуда не возьмись появляется слуги арестовывают вора, но тот с легкостью откупается волшебным порошком, который может превратить любого принявшего его в абсолютно любого животного, стоит только сказать волшебное слово: "Му-та-бор"! Казалось бы мультик и мультик, но рисовка и музыка ярко отображающие собой ярчайшие контрасты. От нежных и мягких фантазий халифа, всё один момент переворачивается в острый скрежет кошмарной картинки под проникновенный голос Василия Ливанова. О, я думаю, что мертвые лица существ, которые были жертвами злого волшебника ещё с детства помнят многие. Ну и конечно же что стало с беднейшим крокодилом, я тоже думаю вспоминают многие. Мораль у сказки во взрослое время понимается с лёгкостью: "Наличие денег, не делает тебя беззащитным. Если ты будешь думать только о себе, зло с лёгкостью тебя поглотит так что ты и не заметишь!". А ну и да! Не надо порошки употреблять!
Стеклянная гармоника
Ещё один мультфильм, который по великой радости встретить можно было либо на "Культуре", либо поздно ночью. Первое за что цепляется глаз это образ "мужчины в котелке" Рене Магритта, а следом за ним замечаешь образы Франсиско Гойи, Альбрехта Дюрера Иеронима Босха и Эль Греко. По сути своей это некая аллюзия на то что человек со стеклянной гармоникой, как представитель искусства, погибает от рук человека с монетой, как представителя власти и цензуры, а люди оставшись без искусства превращаются из существ прекрасных в нечто уродливое. Это понятно, но только во взрослом возрасте. В детстве ты видишь сплошной кошмар уродливости и безвыходности и даже цветной телевизор не спасал ситуации, так как унылая желтоватая плёнка только и делает что угнетает. Конечно же как и во многих других советских мультфильмах свою немалую роль имеет музыка. Неоклассика от мажорных аккордов перетекающая в минорные, периодически прерывается и тянется высокими нотами напряжения, и конечно же скрипящий натянутый металлическими звуками эмбиент исходящий из тишины.
Будет ласковый дождь
Представить более страшное воплощение постапокалипсиса будет трудно. Рассказ Рэя Брэдбери в руках советских мультипликаторов заиграл новыми красками, и надо сказать далеко не самыми яркими, но уже очень доходчивыми. Впервые этот мультфильм я увидел в "Спокойной ночи, малыши". Тогда в дошкольном детстве этот мультфильм в отличии от предыдущих не так пугал, в нём не было страшных существ. Самым страшным был только голос робота, но когда я увидел этот мультфильм вновь уже в подростковом возрасте я понял, насколько он страшнее многих других. Люди, запертые в бункере, от которых всё равно остался только пепел. Давящая тишина, в которой как ни в чём не бывало голос робота накрывает праздничный стол для тех кого уже нет и не будет. Единственное живое существо вызывает у робота автоматическую команду – уничтожить того, кто вызывает хоть малейшее сомнение в условной безопасности. В погоне за "врагом" робот лишается зрения из-за чего производит ядерный взрыв. Снег и тишина. И только белая птица, сама того не ведая включает иллюзию музыки и лета за окном в стеклянном экране.
Будет ласковый дождь, будет запах земли.
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах.
И цветение слив в белопенных садах;
Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну —
Пережито-забыто, ворошить ни к чему.
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род
И весна… и Весна встретит новый рассвет
Не заметив, что нас уже нет.
Его жена курица
А вот уже мультфильм не с масштабной глубокой мыслью об тяжёлых проблемах общества как единого целого, а взрослый мультфильм о банальной бытовухе. Годы шли и коллективизм утратил свою важность за ненадобностью и растворился в новом идеологии, в индивидуализме. Отдельное огромное спасибо, что этот мультфильм не пытались запихнуть в эфир как мультфильм для детей и увидел я его уже ночью, но это мне в детстве казалось что это была ночь, но половина одиннадцатого в 90-х, это был самый прайм-тайм. Два персонажа, по всей видимости муж, синее нечто не встающее с кресла, и жена–курица живут практически счастливо, имея в доме некое домашнее животное – склизкое нечто лицом напоминающее человека. Неужели это может испортиться? Оказывается может! Добрейший гость в чёрном плаще и шляпе приходит к синему мужу со шкатулкой полной божьих коровок. В процессе обсуждения шкатулки гость замечает, что оказывается(!) жена-то синего человека – курица, о чём тот и спешит поделиться. Ранее не видевший курячих наклонностей у супруги синий муж, выгоняет ту из дома, погружаясь в личную тоску, в которой он рискует скоро захлебнуться. Во избежание печального исхода он набирает по телефону волшебный номер и зовёт любимую курочку домой, но вернувшись та видит что у мужа у самого куриные лапы и, не выдерживая такого кошмара, убегает. При первом просмотре может показаться бредятиной, однако всё гораздо проще: "Пока посторонние силы не надоумили чудесную пару начать ковыряться друг в друге, те жили долго и счастливо" или "Чаще всего один другого не лучше и стоит чаще думать именно о своих минусах". Ну как-то так. Меня-ребёнка этот мультик скорее, как бы это назвать... Когда картинка раздражает глаз! Заваленные и асимметричные перспективы, мохнатые, волосатые и подвижные текстуры, неправильные формы тела вообще и конкретно лица, и снова скажу гусеница с человеческим лицом, чёрт бы его побрал!!! В результате после просмотра этого мультика бабушке пришлось заваривать внучеку травный чай, чтобы тот смог уснуть.
Надо сказать что эта работа легендарной студии "Пилот", позже подарившей нам "Братьев Пилотов", стала чуть ли не культовой
Настя – Голоса
Пока большинство из моих ровесников слушали песенки из добрых мультфильмов у меня зарождался стойкий музыкальный вкус по отношению к русскому року. Любимые группы ДДТ, Агата Кристи и Наутилус плотно поселились в моём маленьком сердечке и я с нетерпением ждал их видео по телевизору когда музыкальных каналов ещё не существовало. Клип по сути своей про любовь. Оставшись без любимой, главный герой из Человека превращается в немое безликое существо и утопает в собственном болоте из четырёх стен. Набравшись смелости открыть окна он видит, что жизнь не только не остановилась, она продолжается и абсолютно не обращает внимания на его внутреннее горе и горе это - его личное дело, не решив которое пропадёт только он. И снова нестандартные и неправильные перспективы, искривлённая геометрия, но в отличие от предыдущей мультипликации великолепные яркие цвета в контрасте с болотной серостью. Ну и конечно же волк! Как у Насти Полевой может быть без волка? Я помню как я стоял вплотную к телевизору и практически не моргая смотрел это видео. Песня была чудесной, но видеоряд, он запоминался с первого раза и навсегда. Самым страшным для меня моментов наверное было когда персонаж вставал с постели, наступал на пол и утопал в болотной воде. Сейчас этот клип с этой песней стоят у меня точно в десятке любимых.
Вывод
А вывода наверное не будет. Мультфильмы иногда могут производить гораздо большее впечатление чем кино. Мультфильм, в зависимости от цели конечно и в умелых руках, может стать движущейся картиной, скажем даже так – целым музеем вокруг одной истории. Проблема только в том, что из-за старых привычек люди наши по прежнему думают что мультипликация это что-то для детей, некоторые мультфильмы детям бывает рановато смотреть, уж я то точно знаю.