Найти тему

Мультипликационный кошмар детства

Отсутствие средств порождает глубину интеллекта и изобретательности, хоть и нехотя. Советское кино, при огромнейшем обилии великолепных артистов, режиссёров и писателей, попадало под грубый нож цензуры и, иногда без всяких причин, раскраивалось на мелкие лоскуты, лишаясь многих интересных, а иногда и заглавных, мыслей. Единственной отдушиной для советского художника оставалась мультипликация. И именно это чудо стало для советских и постсоветских детей смесью становления художественного вкуса и психологической травмы.

Субботнее утро 90-х. Ты просыпаешься по школьной привычке не позднее восьми утра, тихонечко на цыпочках ходишь по дому чтобы не разбудить взрослых, включаешь телевизор и ждёшь пока тот неспеша прогреется и начнёт не только говорить, а ещё и показывать. Переключются каналы на телевизоре при помощи крутилки и никакого тебе пульта, но это ерунда! Самое ужасное это то о чём я уже писал: телевизор не встречает тебя мультиками, там "Слово пастыря" или "Играй, гармонь!". Последняя надежда это канал "Культура", там конечно какие-то странные, но всё же мультфильмы.

Халиф-аист

Мультфильм с восточными мотивами, который начинается с приятной, буквально усыпляющей мелодии музыкальной шкатулки. Сказка о том, как богатый молодой мужчина не знает куда себя деть и тоскливо завидует аистам. Однако, бойся своих желаний, а то они ещё и сбываться иногда могут. Откуда не возьмись появляется слуги арестовывают вора, но тот с легкостью откупается волшебным порошком, который может превратить любого принявшего его в абсолютно любого животного, стоит только сказать волшебное слово: "Му-та-бор"! Казалось бы мультик и мультик, но рисовка и музыка ярко отображающие собой ярчайшие контрасты. От нежных и мягких фантазий халифа, всё один момент переворачивается в острый скрежет кошмарной картинки под проникновенный голос Василия Ливанова. О, я думаю, что мертвые лица существ, которые были жертвами злого волшебника ещё с детства помнят многие. Ну и конечно же что стало с беднейшим крокодилом, я тоже думаю вспоминают многие. Мораль у сказки во взрослое время понимается с лёгкостью: "Наличие денег, не делает тебя беззащитным. Если ты будешь думать только о себе, зло с лёгкостью тебя поглотит так что ты и не заметишь!". А ну и да! Не надо порошки употреблять!

-2

Стеклянная гармоника

-3

Ещё один мультфильм, который по великой радости встретить можно было либо на "Культуре", либо поздно ночью. Первое за что цепляется глаз это образ "мужчины в котелке" Рене Магритта, а следом за ним замечаешь образы Франсиско Гойи, Альбрехта Дюрера Иеронима Босха и Эль Греко. По сути своей это некая аллюзия на то что человек со стеклянной гармоникой, как представитель искусства, погибает от рук человека с монетой, как представителя власти и цензуры, а люди оставшись без искусства превращаются из существ прекрасных в нечто уродливое. Это понятно, но только во взрослом возрасте. В детстве ты видишь сплошной кошмар уродливости и безвыходности и даже цветной телевизор не спасал ситуации, так как унылая желтоватая плёнка только и делает что угнетает. Конечно же как и во многих других советских мультфильмах свою немалую роль имеет музыка. Неоклассика от мажорных аккордов перетекающая в минорные, периодически прерывается и тянется высокими нотами напряжения, и конечно же скрипящий натянутый металлическими звуками эмбиент исходящий из тишины.

-4

Будет ласковый дождь

-5

Представить более страшное воплощение постапокалипсиса будет трудно. Рассказ Рэя Брэдбери в руках советских мультипликаторов заиграл новыми красками, и надо сказать далеко не самыми яркими, но уже очень доходчивыми. Впервые этот мультфильм я увидел в "Спокойной ночи, малыши". Тогда в дошкольном детстве этот мультфильм в отличии от предыдущих не так пугал, в нём не было страшных существ. Самым страшным был только голос робота, но когда я увидел этот мультфильм вновь уже в подростковом возрасте я понял, насколько он страшнее многих других. Люди, запертые в бункере, от которых всё равно остался только пепел. Давящая тишина, в которой как ни в чём не бывало голос робота накрывает праздничный стол для тех кого уже нет и не будет. Единственное живое существо вызывает у робота автоматическую команду – уничтожить того, кто вызывает хоть малейшее сомнение в условной безопасности. В погоне за "врагом" робот лишается зрения из-за чего производит ядерный взрыв. Снег и тишина. И только белая птица, сама того не ведая включает иллюзию музыки и лета за окном в стеклянном экране.

Будет ласковый дождь, будет запах земли.
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах.
И цветение слив в белопенных садах;
Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну —
Пережито-забыто, ворошить ни к чему.
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род
И весна… и Весна встретит новый рассвет
Не заметив, что нас уже нет.
-6

Его жена курица

-7

А вот уже мультфильм не с масштабной глубокой мыслью об тяжёлых проблемах общества как единого целого, а взрослый мультфильм о банальной бытовухе. Годы шли и коллективизм утратил свою важность за ненадобностью и растворился в новом идеологии, в индивидуализме. Отдельное огромное спасибо, что этот мультфильм не пытались запихнуть в эфир как мультфильм для детей и увидел я его уже ночью, но это мне в детстве казалось что это была ночь, но половина одиннадцатого в 90-х, это был самый прайм-тайм. Два персонажа, по всей видимости муж, синее нечто не встающее с кресла, и жена–курица живут практически счастливо, имея в доме некое домашнее животное – склизкое нечто лицом напоминающее человека. Неужели это может испортиться? Оказывается может! Добрейший гость в чёрном плаще и шляпе приходит к синему мужу со шкатулкой полной божьих коровок. В процессе обсуждения шкатулки гость замечает, что оказывается(!) жена-то синего человека – курица, о чём тот и спешит поделиться. Ранее не видевший курячих наклонностей у супруги синий муж, выгоняет ту из дома, погружаясь в личную тоску, в которой он рискует скоро захлебнуться. Во избежание печального исхода он набирает по телефону волшебный номер и зовёт любимую курочку домой, но вернувшись та видит что у мужа у самого куриные лапы и, не выдерживая такого кошмара, убегает. При первом просмотре может показаться бредятиной, однако всё гораздо проще: "Пока посторонние силы не надоумили чудесную пару начать ковыряться друг в друге, те жили долго и счастливо" или "Чаще всего один другого не лучше и стоит чаще думать именно о своих минусах". Ну как-то так. Меня-ребёнка этот мультик скорее, как бы это назвать... Когда картинка раздражает глаз! Заваленные и асимметричные перспективы, мохнатые, волосатые и подвижные текстуры, неправильные формы тела вообще и конкретно лица, и снова скажу гусеница с человеческим лицом, чёрт бы его побрал!!! В результате после просмотра этого мультика бабушке пришлось заваривать внучеку травный чай, чтобы тот смог уснуть.

-8

Надо сказать что эта работа легендарной студии "Пилот", позже подарившей нам "Братьев Пилотов", стала чуть ли не культовой

Настя – Голоса

-9

Пока большинство из моих ровесников слушали песенки из добрых мультфильмов у меня зарождался стойкий музыкальный вкус по отношению к русскому року. Любимые группы ДДТ, Агата Кристи и Наутилус плотно поселились в моём маленьком сердечке и я с нетерпением ждал их видео по телевизору когда музыкальных каналов ещё не существовало. Клип по сути своей про любовь. Оставшись без любимой, главный герой из Человека превращается в немое безликое существо и утопает в собственном болоте из четырёх стен. Набравшись смелости открыть окна он видит, что жизнь не только не остановилась, она продолжается и абсолютно не обращает внимания на его внутреннее горе и горе это - его личное дело, не решив которое пропадёт только он. И снова нестандартные и неправильные перспективы, искривлённая геометрия, но в отличие от предыдущей мультипликации великолепные яркие цвета в контрасте с болотной серостью. Ну и конечно же волк! Как у Насти Полевой может быть без волка? Я помню как я стоял вплотную к телевизору и практически не моргая смотрел это видео. Песня была чудесной, но видеоряд, он запоминался с первого раза и навсегда. Самым страшным для меня моментов наверное было когда персонаж вставал с постели, наступал на пол и утопал в болотной воде. Сейчас этот клип с этой песней стоят у меня точно в десятке любимых.

-10

Вывод

А вывода наверное не будет. Мультфильмы иногда могут производить гораздо большее впечатление чем кино. Мультфильм, в зависимости от цели конечно и в умелых руках, может стать движущейся картиной, скажем даже так – целым музеем вокруг одной истории. Проблема только в том, что из-за старых привычек люди наши по прежнему думают что мультипликация это что-то для детей, некоторые мультфильмы детям бывает рановато смотреть, уж я то точно знаю.

Я знаю, что мой небольшой список – капля в море среди "необыкновенных" мультипликационных работ. Но это только то что я смог вспомнить за прошедшие выходные. Если Вы тоже что-то помните, то пожалуйста делитесь, будет интересно почитать. Ну и конечно же подписывайтесь и ставьте лайки! Заранее спасибо Вам!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц