Продолжаю теряться в догадках - с чьей же именно лоббистской руки на доперестроечном ТВ, да и в кино тоже, стал упорно продвигаться такой специфический жанр как мюзик-холл. Вспомнить хотя бы говорящую саму за себя комедию "Только в мюзик-холле", канкан в "Ах водевиль, водевиль..." (оба 1980) или блистательный "Карнавал" (1982), героиня которого грезила не сценой драмтеатра, а коллективом длинноногих красоток в перьях и блёстках...
В СССР этот жанр, ещё в 1920-е перенявший вслед за модой на джаз название от англоязычного синонима заведений типа варьете и кабаре, к 1980-ым уже явно потерял актуальность: на смену ему приходила фанк-эстетика нового бродвейского мюзикла, корнями, впрочем, уходящего туда же.
Традиционный же мюзик-холл отсылал не столько к 1920-м с его диксилендами и чарльстонами, а куда-то в последнюю четверть XIX века, когда демонстрация женской ножки выше лодыжки в обществе считалась верхом неприличия. Но природа не терпит пустоты и мир "буржуазного чистогана" быстро нашёл выход: полюбоваться на всю эту откровенную красоту, зазывали в цирк либо в варьете с его канканами.
Со временем нравы и пределы допустимого на публике стали куда свободней и шире, но ностальгирующие по "бель-эпок" не желали расставаться с кабаре и мало того - умудрились возвести его чуть ли не в ранг высокого искусства (профессионализм в любом деле важен, но о кабацких истоках тоже не надо забывать). Даже в СССР: то, что на протяжении 1930-1950-х поругивалось или напрямую запрещалось, как нечто противоречащее пролетарской культуре, со временем вдруг приобрело флёр респектабельности. Не иначе как сменилось поколение и вчера гонимые сами заняли начальственные кресла (в свою очередь навязывая собственные вкусы в поп-эстраде, как единственно верные).
И вот в начале 1960-х вновь заработал Московский мюзик-холл (закрытый в 1937-ом как "носитель буржуазного искусства"), хотя в мультфильме "Миллионер" (1963), снятому по сатирическому стихотворению Сергея Михалкова, так называемым "гёрлз" - наряду с новомодным твистом - по привычке всё-таки "досталось". В 1966 же году к москвичам присоединился и былой их товарищ по несчастью из северной столицы. А ведь тамошний кордебалет из выпусниц Вагановки вряд ли в чём-то уступал их штатовским коллегам, набранных на кастингах!
Вскоре выступления артисток Ленинградского мюзик-холла можно было лицезреть уже не только в ресторанах на сценических площадках, но и в кино: если не в комедии-буфф "Интервенция", вышедшего на экраны только в 1987 году, то в "Опасных гастролях" (1969) или в легендарном телеальманахе "Волшебная сила" (1970), где в титрах и в перерывах между новеллами под музыку Александра Колкера вышагивали "кавалерист-девицы" с ногами от ушей. Кстати, милитари-номера вовсе не являются изобретением отечественного танц-варьете: в каком-то голливудском киномюзикле 1930-х я подобное уже видел...
Некоторое время спустя появились "Небесные ласточки" (1976), снятые Леонидом Квинихидзе опять же на Ленфильме. В ретро-постановке в духе классических оперетт тот же канкан выглядел уместно, хотя уже сама идея, что мечтать о выступлении в варьете может и главная положительная героиня, для советского кино уже было прорывом. Между прочим, этот режиссёр вскоре стал худруком и главрежем Московского мюзик-холла, но продержался там всего год - возможно сказалась его тяга к более современному мюзиклу, в полной мере проявившаяся в мосфильмовских образчиках жанра "31 июля" (1978) и "Мэри Поппинс, до свиданья" (1983).
Поэтому склоняюсь к мысли, что тем самым лобби являлся и не Квинихидзе вовсе, а чтящий традиции Илья Рахлин - многолетний руководитель Ленинградского мюзик-холла, артистов которого чаще всего и задействовали во всевозможных телевизионных ревю (и просто музыкальном кино). Как, например, вынесенная в заголовок статьи двухсерийная телепостановка "Семь весёлых нот", премьера которой состоялась аккурат 1 января Нового 1982 года. Но по второму каналу, который до моих дальних весей тогда ещё не добрался.
По сути это полноценный бенефис вышеназванного коллектива и недаром к созданию фильма был привлечён родной сын Ильи Рахлина - Лев, правда, ранее ставивший только эстрадно-музыкальные программы. Поэтому в помощь ему пригласили немногим более опытного режиссёра с ленинградского ТВ Евгения Мезенцева. И что удивительно - в целом они справились!
На поверку это оказалась пусть и крайне незамысловатая, но ладно скроенная и разыгранная отличными актёрами (Игорь Горбачёв, Ольга Аросева и Михаил Светин) комичная история о непростом деле, которым является подготовка очередной программы мюзик-холла. В которую вошли как песни в исполнении его реальных солисток Ирины Гущевой и Ольги Вардашевой, так и всевозможные выступления танцевальной группы, без которой этот жанр немыслим в первую очередь. Здесь постарались представить всё возможное (да и вынужденное) разнообразие: от канкана и латино до русских народных плясок в несвойственных для них супер-мини (под памятный мне с тех ещё времён шлягер "Московская кадриль"). То есть о том, что сверхзадача кордебалета даже в советском мюзик-холле исконно состоит в демонстрации красивых ног и вертикального шпагата, не забывали ни на минуту!
Кстати, когда я прознал про существование в 1970-е еще и Ташкентского мюзик-холла, в это поверилось с трудом (видеозаписи до наших дней не дошли). В соседнем-то Туркменистане потом даже классический балет запретили - как чуждое местному народу искусство.
Что касается сквозного действия "Семи весёлых нот", единственной целью которого было занять промежутки между музыкальными номерами, в нём авторы вволю поиронизировали над шаблонами телеревю. При этом сложилось впечатление, будто в качестве главной мишенью был выбран малоудачный фильм "Летние гастроли" (1979), о котором kin0guru (тогда еще в дуэте) вспоминал как-то летом 2021 года. Даже хоккеист там был ("не пришей кобыле хвост").
Песни в основном на любителя среднестатистического бродвейского мюзикла. Похоже, что крайне востребованный тогда Максим Дунаевский поскупился и настоящих хитов (в моём вкусе), кроме "Семи нот", которым была посвящена недавняя статья про "первый советский рэп", здесь недодал.
Правда, именно тут впервые прозвучал шлягер "Листья жгут", но мне он раньше полюбился в исполнении Михаила Боярского... хотя тоже хорошо:
Подсократи хронометраж за счёт ряда песен - испанской и особенно совсем уж дежурного Эдуарда Хиля (при всём уважении) - фильм бы ничего не потерял, а может и приобрёл бы. Всё-таки два с лишним часа - это многовато.
4/5
(с) Albert Magnus специально для kin0guru