1) Reachers for the stars, 5-7%
Cупермотивированные ребята, почти звезды. Занимаются в группе, индивидуально, делают все домашки, слушают-читают-смотрят все на английском. Особенность таких людей — наличие жестких внешних обстоятельств, ради которых нужно заговорить на иностранном быстро и максимально круто. Например, выгодный оффер по работе или необходимость переезда.
Интенсивное обучение даёт самые лучшие результаты, но и здесь есть минус — высокая вероятность выгорания.
Если видно, что силы кончаются, а крыша начинает ехать — рекомендую таким ребятам взять перерыв, вернуться на денёк-другой в родную русскоязычную среду, ничего не учить и не повторять. Важно сохранить мотивацию и позитивный настрой, иначе учить будет психологически некомфортно, а это сильно замедляет процесс.
2) The happy mean, 30-40%
Золотая середина, таких большинство. Люди, которым английский нужен «вообще»: для путешествий, для работы или учебы, для комфортного просмотра сериалов и спокойного чтения в оригинале. Степень мотивации равна степени вовлеченности: в целом, успешно проходят курс занятий и переводят свои интересы и хобби в плоскость английского, но иногда ленятся и забивают.
Обычно такие ребята доходят до уровня «мне нормально», остаются на так называемом intermediate plateau, и оставляют попытки продвинуться дальше, чтобы сделать следующий рывок.
Всегда важно помнить, зачем все это нужно и не скатываться в зимнюю спячку/летнюю лень + периодически открывать для себя новые ресурсы, которые не дадут заскучать — и тогда успех гарантирован. Это если ищите прогресса и высоких результатов, а если вам английский просто как «инструмент для себя», то хватит и уровня intermediate.
3) Touch-and-go, 10-15%
У таких ребят есть капелька мотивации, но нет организации. Английский нужен, но заниматься все время некогда. Поэтому все, что удалось ухватить на занятиях, быстро забывается в долгих перерывах. Как правило, так и живут в хаотичном ритме и минимальным прогрессом, пока не появляются жесткие жизненные обстоятельства, из-за которых резко, но ненадолго превращаются в reachers for the stars из первого пункта.
Эффективность образования будет минимальной, пока не подтянуть организацию. Важно научиться систематичности и не забивать. В хороших школах или у грамотных репетиторов это отдельное направление работы, но помните: делегировать образовательный процесс и просто вернуться за результатами невозможно.
4) The Karens, 2-4%
Страшный сон любого препода, хотя такие есть в любой сфере. Люди, которые ждут, что все выучится просто потому, что они соизволили явиться на занятие, как будто английский сам впитается, ведь они заплатили денег и даже приходили на уроки.
Эти ребята никогда не делают домашку, не прилагают усилий к изучению языка, пропускают каждое второе занятие, в последний момент переносят, потом просто пропадают на месяц или два — и регулярно возмущаются тому, что не ощущают прогресса.
Тут стоит или принять жесткую правду о том, что эффективность образования пропорциональна количеству приложенных усилий, или менять препода или школу, пока не получится найти идеальный мэтч. Или самый простой способ: обвинить всех вокруг, что они не знают, как надо, и не смогли найти решение для моего уникального невероятного случая.
5) The naturals, 7-10%
Те, кому больше интересно, чем надо. Они приходят на занятия с подготовленными списками вопросов, частенько неожиданно выдают познания тем, о которых еще речи не было — они просто это где-то увидели и решили разобраться. У таких ребят часто бывает специфический набор лексики, связанный с интересами: например, внезапно знают “арбалет” на английском, потому что играли в Ведьмака. Или угорают по медицинским сериалам, поэтому с легкостью расскажут, что такое ER и MRI.
Им удалось самостоятельно поймать главное — позитивную эмоциональную привязку. Для них важно не заканчивать учить английский с финалом последнего сезона, а то прогресс испарится. Как и многим типам выше, нужна системность, даже если это значит найти новый любимый сериал.
А какой тип Ваш?