Найти тему

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА


Кроме главной общей проблемы набора необходимого количества рекрут, существовала и проблема выбора в отдельные рода войск, где он не всегда завершался успешно.
Так,
3-го ноября 1850 года генерал-майор Свиты Его Императорского Величества князь Л. Л. Радзивилл (будущий генерал от кавалерии и Командир 6-й Лёгкой кавалерийской дивизии) доносил Военному Министру о невозможности выбрать необходимого количества в гвардейские части:
«… из числа собранных в г. Минске для окончательного выбора рекрут Минской губернии, ростом 2 аршина 5 вершков и выше, по самому тщательному смотру найдено мной только 180 чел., годных в Гвардию…» .
Как дополнительно сообщал в Инспекторский Департамент Командир Минского Внутреннего Гарнизонного батальона полковник А. И. Рейхнау:
«… остальные 45 рекрут оказались неспособными к этой службе по малому росту и невидной наружности…» .

-2

«Наружность» играла весьма важную роль при отборе. Первоначальный отсев по росту не всегда означал для кандидатов однозначного приёма в гвардию. Следом встпали в дело иные критерии. Так, 28-го ноября 1850 года флигель-адъютант капитан князь А. В. Оболенский, наблюдавший за набором рекрут в Подольской губернии, сообщил Игнатьеву, что
«… рекрут Каменец-Подольской губернии Пётр Леонтьев Костюк назначен мной во 2-ю Кирасирскую Дивизию, потому, что не соответствует назначению в Гвардию по нескладному телосложению, вялости и как не имеющий благообразного лица …» .
Однако «выбирать красивых» оказывалось задачей не из лёгких, учитывая, что понятие красоты у военных было специфичным. О проблемах с внешностью рекрут
17-го ноября докладывал Игнатьеву и А. П. Мусин-Пушкин (будущий генерал-майор и командир Лейб-гвардии Преображенского полка), назначенный наблюдателем в Тверскую губернию:
«… Рекруты Тверской губернии, 9-го частного набора, поступившие в Артиллерию, выбираемы были мной с особливым вниманием на хорошее телосложение и наружность. Но как таковых оказалось более всего в рост, одной и двумя осьмыми менее 5-ти вершков, то я и не мог избежать этого выбора. Тем более, зная, что при перемерке рекрут на месте, почти без исключения всегда одной и двумя осьмыми более меры Рекрутского Присутствия…
… Рекруты 5-ти вершков и выше, оставшиеся за выбором в Гвардию, Гренадеры и Артиллерию, или телосложением или наружностью, не соответствовали по-моему мнению правилам, означенным мне в предписании.
Рекруты, поступившие в Гарнизонную артиллерию, 5-ти вершков и выше, наружностью не красивой, или с наружными позволительными недостатками, но телосложением здорового…» .

-3

Ещё одной проблемой при выборе было «старообразие». Капитан-лейтенант барон Н. П. Фредерикс, наблюдавший за набором в Гродненской губернии (1855), докладывал, что крестьяне часто пытаются обмануть Рекрутские Присутствия, скрывая свой истинный возраст. Причём не помогали даже и свидетели, оказывавшиеся заодно с представляемым:
«… При несходстве лет рекрута с наружным видом, дополнением к ст. 193 (по 4 продолжению) дозволяется: «утверждаться на свидетельства соседей его, не менее 2-х, по совести при местном Начальстве спрошенных». Подобные свидетельства в большей части случаев старообразия столь противоречат с истиной, что никак не могут быть признаваемы показаниями по совести. Членам Рекрутских Присутствий остаётся делать заключения лишь по наружному виду. Хотя отзывы самих крестьян о их возрасте не заслуживают большого внимания во время осмотра их…» .
Неграмотность населения также называли в числе проблем, создающих сложности при наборе. Так, полковник А. П. Ахматов, наблюдавший за производством набора в Витебской губернии (1855), отмечал:
«… недоимка … последовала преимущественно в христианских общинах мещан по новости введённого жеребьёвого порядка и трудности приучить к нему как призываемых, так и призывающих по их безграмотности; и частью в мелких помещичьих имениях, в коих не оказалось ни одного годного к военной службе человека…» .

-4

Более чёткие критерии существовали при отборе в учебные части, где на первый план выходила грамотность и различные навыки. Тем не менее, и здесь флигель-адъютантов поджидали неприятные сюрпризы. Так, в рапорте Игнатьеву от 13-го декабря 1850 года Радзивилл сообщал невозможности выполнить возложенное на него поручение :
«… В Гродненской и Минской губерниях, после проведённого мною выбора рекрут в Гвардию, Гренадеры, конную и пешую артиллерию, не оказалось ни одного из них такого, который по дозволительным случаям, изъявленным в данной мне на этот предмет инструкции, мог бы быть выбран в Учебную Артиллерийскую бригаду, Учебный Сапёрный батальон и Учебные Карабинерные полки как за неимением хорошей наружности, ловкости и расторопности, так и потому, что в числе их я не нашёл ни одного человека, знающего грамоте, за нераспространением её вообще в нижнем классе народа в упомянутых губерниях…».
Грамотность была основным и практически единственным критерием отбора в учебные части. 15-го декабря полковник князь М. Д. Волконский (будущий генерал-майор и командир Муромского пехотного полка) доносил в Главный Штаб, «что по Екатеринославской губернии в учебные войска, по безграмотству рекрут мною не выбрано» .
В то же время, из Псковской губернии было выбрано 11 человек, из Смоленской – 10, из Тверской – 23, из Новгородской – 16.

-5

В списках рекрут, выбранных в учебные войска, была отдельная графа – «Кроме русской грамоты какие знает науки», в какой отмечалось дополнительные знания (например, ремесел, языков или прочих наук).
Так, среди тех, кого выбрали по Смоленской губернии -
- Фёдор Евграфов сын Лицкий, 20-ти лет, из мещан города Вязьмы – «обучался музыке»;
- Фёдор Кириллов сын Пастушков, 18-ти лет, из мещан города Смоленска – «портное мастерство знает» .
Из числа уроженцев Псковской губернии –
- Егор Павлов Захаров, 19-ти ле6т, из мещан города Холма – «грамоте и арифметике знает»;
- Фёдор Никитин Пыжев, 19-ти лет, из мещан посада Сольцы Порховского уезда – «грамоте и несколько фельдшерской науке знает» .
Из числа уроженцев Архангельской губернии –
- Тихон Алексеев Лукошков, 21-го года, из казённых крестьян Архангельского уезда, деревни Перхачевской – «читать, писать и мастерство скорняжное знает»;
- Иван Иванов Макаров, 18-ти лет, из удельных крестьян – «читать, писать, арифметики 4 правила и катехизис знает» .

-6

Из числа уроженцев Киевской губернии нашлись и знающие иностранный язык. Например, Павел Здоровенко (Богданов), 19-ти лет, из крестьян Чигиринского уезда, села Ребедайлова – «по-русски и по-польски грамоте знает» .
Большую редкость представляли рекруты, владеющие многими науками. Так, из числа уроженцев Волынской губернии был выбран Карл Антонов Хвалковский, 20-ти лет, из однодворцев Ровенского уезда, Клеванского однодворческого общества, который «российской грамоте читать и писать умеет, историю, географию, грамматику и арифметику знает» .
Однако в большинстве своём выбранные, кроме российской грамоты, иных навыков не имели. Так, Иван Афанасьев Борщ, 19-ти лет, из крестьян Харьковской губернии, Волчанского уезда, слободы Николаевки помещика князя Николая Трубецкого – «кроме русской грамоты никаких» .