Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Все эти (кино)поделки в обязательном порядке «приперчиваются» постельными сценами в концентрации, отвечающей вкусам их создателей"

"Шведское коммерческое кино чаще всего идет проторенным путем производства чисто развлекательных лент. Все эти поделки в обязательном порядке «приперчиваются» постельными сценами в концентрации, отвечающей вкусам их создателей. Характерно, что местная кинокритика встречает их либо весьма прохладно, либо с нескрываемой иронией.

-2

С едким сарказмом реагируют критики на киностряпню продюсера Тюре Шеберга. Последний его кинотовар — «Нана». Вначале ленту намеревались представить как свободную экранизацию по роману Э. Золя. Затем, одумавшись, фамилию писателя в заглавные титры не включили. Действие сфокусировано на многочисленных амурных похождениях «ночной бабочки». «Фильм ни о чем. Это пустота в роскошной упаковке»,— пишет один рецензент. «Не ходите смотреть, тем самым вы избавите себя от необходимости спасаться бегством из зала»,— советует другой. Между тем «Нана» продана в два десятка стран. Прибыль Шебергу гарантирована. …

В. Шеман, может быть, впервые в истории кинематографа, нашпиговал их сценами половых актов, чем вызвал бурю дискуссий в западном киномире. Дабы избавить ленту от цензурных запретов, он оснастил ее «параллельной» линией — поисками героями социальной справедливости.

Шеман, казалось, нашел золотую жилу. Но она быстро иссякла. Кинобизнес занялся поисками новой жилы. И нашел ее в форме «научно-популярных» лент Т. Викмана «Язык любви» и «Еще больше о языке любви». Суть их — в демонстрации на экране половых актов вперемежку с рассуждениями сексологов о половых проблемах.

Теперь переместимся на другой полюс — к работам ведущих режиссеров, известных далеко за пределами Швеции, то есть к тем, кто по праву может причислять себя к деятелям искусства.

-3

Ингмар Бергман недавно выпустил фильм «Прикосновение». Это его первая лента на английском языке и, по словам самого Бергмана, его первый фильм о любви. На экране «классический треугольник» — мягкий, умный, талантливый врач (Макс фон Сюдов), его эрудированная, жизнерадостная, воспитывающая детей жена (Биби Андерссон) и ее соблазнитель — американский археолог, немец по рождению, попадающий в их края, на остров Готланд (Эллиот Гулд).

Когда я смотрел «Прикосновение», в памяти еще было живо впечатление от предыдущей картины Бергмана «Стыд», яркого произведения, в котором вскрыто разрушительное воздействие войны на человеческие души. Новая лента Бергмана на этом фоне представляется дешевой коммерческой поделкой, зигзагом в творчестве" (Думов А. Что смотрит Свен Свенсон? // Советский экран. 1972. № 5. С. 12-13).