Найти в Дзене
Арсений Красноцветов

ИГОРЬ СПИРИН ИЛЛЮСТРИРОВАЛ ИЗВЕСТНЫЙ РОМАН ВАСИЛИЯ АЖАЕВА«ДАЛЕКО ОТ МОСКВЫ», ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАННЫЙ РОВНО 75 ЛЕТ НАЗАД


Ровно 75 лет назад был впервые опубликован роман бывшего политзека с 15-летним стажем в лагерях и вольнонаемным в ссылке на Дальнем Востоке Василия Ажаева «Далеко от Москвы».

Сам роман вышел отдельной книгой в 1949 году. За него писатель получил Сталинскую премию первой степени. Одним из тех, кто оформлял и иллюстрировал эту книгу, был и мой дядя – выпускник Ивановского художественного училища, тогда молодой лейтенант, прошедший всю Великую Отечественную с первого до последнего дня, впоследствии известный ивановский художник Игорь Спирин (1920-1995). Она стала его дипломной работой в Московском институте полиграфии в 1952 году.

…Главы романа сначала печатались в журналах «Дальний Восток» и «Новый мир». В конце 40-х - начале 50-х годов прошлого века книга Ажаева стала подлинным бестселлером соцреализма, школьники тех лет, наверное, хорошо это помнят. Книга была не менее обязательна и популярна на школьных уроках литературы, чем «Как закалялась сталь» Николая Островского. Причем ее одобряло не только партийное руководство, но и любил широкий читатель. За романом последовал одноименный кинофильм с участием Павла Кадочникова, Сергея Столярова, Марка Бернеса. На основе книги была даже написана опера. За полвека роман Ажаева издавался бессчетное число раз, огромными тиражами и был переведен более чем на 20 языков.

…«Далеко от Москвы» - это роман, который призван был показать героический труд при строительстве нефтепровода на Дальнем Востоке (с острова Сахалин на материк, в Комсомольск-на-Амуре) в начале Великой Отечественной войны – в 1942 году. Нитку в том числе в условиях суровой зимы и глухой тайги проложили всего за год, вместо трех намеченных лет, чтобы как можно быстрее дать горючее фронту.

Константин Симонов, который помогал доделывать и переделывать роман, писал: «Почему, заведомо зная, что ему не удастся рассказать всю правду об обстановке и характере строительства, о котором шла речь в романе, Ажаев всё-таки написал тогда свой роман? Видимо, тут могут родиться разные ответы, но, если бы этот вопрос задали мне, я бы ответил на него по своему разумению так: очевидно, Ажаев испытывал глубокую внутреннюю потребность в той или иной форме всё-таки написать о том, чему он был участником и свидетелем, о людях, которые тогда, в военные годы, построив этот нефтепровод, совершили, казалось бы, невозможное. В этой книге он и о заключённых написал, как о свободных людях, как о советских гражданах, которые в нечеловеческих условиях внесли свой собственный вклад в нашу победу над фашизмом. И сделал это вполне сознательно, желая своим романом поставить памятник их усилиям, их мужеству, их преданности родине».

Тема Ажаева - исполненная оптимизма вера в человеческие возможности. Человек Преодолевающий — таков его герой.

…Игорь Александрович Спирин, работая над оформлением книги в конце 40-х - начале 50-х годов прошлого века, не раз встречался с Василием Николаевичем Ажаевым и Константином Сергеевичем Симоновым, ездил на Дальний Восток и Сахалин, побывал в местах, где происходило действие романа, встречался с очевидцами тех событий, делал многочисленные зарисовки с натуры. В сохранившихся акварельных, карандашных и угольных иллюстрациях Игоря Спирина - свой взгляд на события и действующих лиц романа. Однако преобладают все-таки черты именно ажаевского стиля, конечно, переосмысленные художником. Во-первых, это разнообразие человеческих характеров, населяющих роман. Не только Батманов, Беридзе, Залкинд, но и Таня Васильченко, Умара Магомет и еще десятки персонажей выписаны не только с любовью, но и с тонким психологизмом. Во-вторых, это добрая улыбка, создающая особенный свет внутри ажаевского текста. Диалоги героев полны взаимного подтрунивания, иронии и самоиронии. Это передалось и Игорю Спирину, а ему удалось отразить в своих иллюстрациях.

И, тем не менее, иллюстрации ивановского художника к книге (а их около ста) – это целый самостоятельный пласт, свой отдельный роман, срез портретов и характеров людей той эпохи, жизни, быта и моды советских дальневосточников середины прошлого века. Есть среди них и зарисовки острова Сахалин (в романе – Тайсин), Комсомольска-на-Амуре (в романе – Новинск, а река - Адун) тех лет. В наше время роман Ажаева неожиданно приобрел историчность, снова стал интересен, притягателен. Видимо, та же судьба ожидает и иллюстрации Игоря Спирина к этой книге, некоторые из них до сего времени нигде не публиковались.

…А как сложилась судьба самого Василия Ажаева? С 1954 года и до смерти он входил в правление Союза писателей СССР. Был главным редактором журнала «Советская литература», издававшегося на иностранных языках. Умер от инсульта и других болезней в 1968 году, в возрасте всего 53 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Аркадий Романов

Василий Ажаев. Конец 40-х годов прошлого века.
Василий Ажаев. Конец 40-х годов прошлого века.
Отличная оценка за дипломную работу  Игоря Спирина в Московском полиграфическом институте на тему "Оформление книги В.Н. Ажаева "Далеко от Москвы". 1952 г.
Отличная оценка за дипломную работу Игоря Спирина в Московском полиграфическом институте на тему "Оформление книги В.Н. Ажаева "Далеко от Москвы". 1952 г.
Игорь Спирин. Конец 40-х годов прошлого века.
Игорь Спирин. Конец 40-х годов прошлого века.
-4
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Игорь Спирин. Автопортрет с книгой. 50-е годы прошлого века.
Игорь Спирин. Автопортрет с книгой. 50-е годы прошлого века.
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".
Иллюстрация Игоря Спирина к роману Василия Ажаева "Далеко от Москвы".