Найти тему
О Жизни и об Истории

Сагунт – брошенный союзник/Главная стратегическая ошибка Рима в войне с Карфагеном

Думаю, если провести опрос среди сограждан, хоть что-то помнящих из школьного курса истории Древнего мира, на предмет главной ошибки римлян в войне с карфагенянами, то, пожалуй, типичным ответом станет: решение дать сражение при Каннах. От себя добавлю: вопреки мнению Луция Эмилия Павла – второго консула. А первого звали Гай Теренций Варрон.

Армия Ганнибала. Сам закрытый повязкой глаз полководца, по свидетельству ряда источников, хоть и плохо, но видел.  Изображение из открытых источников.
Армия Ганнибала. Сам закрытый повязкой глаз полководца, по свидетельству ряда источников, хоть и плохо, но видел. Изображение из открытых источников.

В III веке до Рождества Христова римской армией командовали оба консула поочередно. Павел выступил против сражения, Варрон – за. И в день своего командования он его дал. Результат известен.

Может быть не все читатели в курсе: Павел погиб, а Варрону удалось уйти живым. Самураем он не был и сэппуку не совершил, больше того – был встречен согражданами с сочувствием. Правда, до командования крупными армиями его больше не допускали, хотя легион доверили.

Варрон дожил до разгрома своего победителя Публием Корнелием Сципионом в битве при Заме в 202 году до Рождества Христова.

Однако со стратегической точки зрения не это решение Варрона следует считать главной ошибкой Рима. Таковой стало не оказание помощи союзному Сагунту – основанному иберами городу на восточном побережье Испании.

Развалины Сагунты. Фото из открытых источников.
Развалины Сагунты. Фото из открытых источников.

Контроль над ним позволял карфагенянам угрожать владениям римлянам на Сицилии и в Сардинии, а также создать операционную базу для дальнейших наступательных действий в направлении Галлии, а далее – Альп, переход через которые позволял пунам выйти в плодородные долины Апеннин, расположенные к югу от реки По и, как им казалось, заставить Рим капитулировать, а себе вернуть прежнее господство в Средиземноморье.

Собственно, это и стало главной целью Ганнибала, сменившего погибшего отца на посту командующего карфагенскими войсками. Разумеется, в преддверии наступления в Галлию оставлять в тылу недружественный Сагунт виделось карфагенскому полководцу опрометчивым. Высади контролировавшие Западное Средиземноморье римляне в нем свои войска, и коммуникации пунов окажутся перерезанными, а тыл – под ударом.

Граждане Сагунта не питали иллюзий по поводу планов Ганнибала и слали посольство за посольством в Рим, прося о помощи.

Однако сенат считал дела в Иллирии, на побережье которой базировались мешавшие римской морской торговле пираты, делом более важным. Именно на Балканах, когда пал Сагунт, находились во главе войск оба консула, что стало безусловной ошибкой – пираты могли бы и подождать.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Нет, Рим отреагировал: посольствами в Испанию – непосредственно к Ганнибалу, и в Карфаген. Ни то ни другое успеха не имело. Ганнибал уже перешел собственный Рубикон и двигался к своим триумфу и трагедии.

Сагунт пал в 219 году до Рождества Христова после восьмимесячной осады и героического сопротивления жителей.

Ну а мораль статьи предельно проста: этот исторический пример показывает, сколь высока бывает цена неверного стратегического выбора.

Да, и в завершение: после того как высадившийся в Массилии – расположенной на территории современного Марселя союзной Риму греческой колонии, Публий Корнелий Сципион не сумел остановить Ганнибала, ускользнувшего от него и не считавшего нужным тратить силы на сражение с римлянами в Галлии, то поспешил послать своего брата Гнея с основными силами в Испанию, что со временем сыграло важную роль в войне.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .

Игорь Ходаков