Недавно я столкнулась с чудовищным оскорблением одного редактора по отношению к нашей деятельности. Он отзывался о фанфикшене с презрением. Цитирую: "Я никак не могла наплевать на труд фикрайтеров, так как их деятельность трудом не считаю. Развлечение - да, обучение литературному творчеству у опытных коллег - пожалуй. Но это не труд".
Итак, перчатка брошена.
Я бы еще могла понять такое замечание лично о моих пробах (хотя при развитой самокритике и так хватает). Но дать такую оценку целому жанру, не имея о нем реального представления, обратить в ничто труд людей, которые отдали ему годы, если не всю жизнь - такая низость за пределом моего понимания. Не говоря о том, что в отличие от писателей труд фикрайтера не приносит дохода (только отклик аудитории в виде наград или комментариев). От меня вообще однажды потребовали удалить посвящение подруге, память которой я глубоко уважаю. Ее творчество для меня бессмертно. Nomina sunt odiosa. Я думала, хуже того эпизода ничего не будет, но человек смог превзойти даже это. Настоящий талант.
Эта заметка будет посвящена краткому разбору истории фанфикшена. Я приведу имена всемирно известных писателей, которые также относятся к нашей плеяде. Про их творчество никто не посмеет написать - "это не труд". Хотя некоторые произведения они также создавали не по своим персонажам. Тема весьма интересна сама по себе, достойна диссертации или монографии.
Поэма "Завещание Крессиды" - один из ранних примеров фанфикшена. Ее автор - Роберт Генрисон. На его творчество оказал влияние Джеффри Чосер. Эта поэма продолжает "Троила и Крессиду" (ок. 1380 г.), она даже шла как эпилог в собраниях сочинений Чосера, причем без указания авторства Генрисона.
В свою очередь, некоторые из "Кентерберийских рассказов" Чосера использовали сюжеты "Декамерона" Джованни Боккаччо.
Роман Ричардсона "Памела, или Вознагражденная добродетель" вдохновил на многочисленные сиквелы. Среди них были и пародии - «Анти-Памела, или „разоблачённая притворная невинность“», «Памела, или прелестная обманщица» etc. Замысел "The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr. Abraham Adams“ Генри Филдинга также исходит из "Памелы". Героем романа становится ее воображаемый брат.
Книга Свифта "Путешествие Гулливера" породила многочисленные продолжения. Сам автор создавал ее под влиянием "Правдивой истории" Лукиана. Существует даже такая интерпретация: https://litrus.net/book/read/116981. Мне она встретилась не в инете, а личной библиотеке.
Уильям Теккерей также не чужд нашему ремеслу - в 1849 году он написал сказку "Ревекка и Ровена", своеобразное завершение "Айвенго" Вальтера Скотта.
Такой персонаж, как Фауст, также вдохновил немало авторов. Насколько я знаю, начало литературной традиции положил Кристофер Марло в "Трагической истории доктора Фауста". Самая известная трактовка у Гёте (кстати, рекомендую гениальный фильм Мурнау "Фауст"). О нем также писал Томас Манн (" Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна", 1947). Вы можете прочесть остальное здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82_(%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B6). О Фаусте кисти Марло я знаю с детства, это мой любимый автор. Жерар Филип виртуозно воплотил его в "Красоте дьявола".
Образ Дон Жуана принадлежит Тирсо де Молина. Но о нем писали и такие титаны, как Гофман и Байрон. Думаю, их творения никто не посчитает "не трудом".
Шерлокиане стоит посвящать отдельную статью - помимо создателя образа гениального сыщика, самого мэтра Дойла, о Холмсе писали многие. Среди этих произведений - "The Private Life of Sherlock Holmes" Винсента Старретта, "R. Holmes & Co.: Being the Remarkable Adventures of Raffles Holmes, Esq., Detective and Amateur Cracksman by Birth" (1906). Подробный список здесь: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.d9799225-64170f6a-ed46dc4f-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/List_of_authors_of_new_Sherlock_Holmes_stories
Само понятие фанфика возникло благодаря фандому спиркоманов*. Самый ранний пример современного использования этого слова - "Star trek Lives!" (1975 г.). Но первые работы появились в журнале «Spockanalia» (1967 год). Я занимаюсь исследованием фанзинов в моей личной группе (если возникнет интерес).
P.S.: О возникновении и развитии фанфикшена я могу написать немало, но сейчас серьезный сбой с техникой (инет может исчезнуть в любой момент), и вряд ли эту заметку будут читать серьезно. Поэтому ограничусь кратким экскурсом. Мои пробы о K/S опубликованы на ао3; я начала относиться к ним серьезно с "Грез Нексуса", когда решила отредактировать текст в мае 2021 года.
*мой термин. Так я обозначаю ценителей наследия K/S
Также по теме:
#фанфикшен #герника статьи