В заключительных главах книги Бытия Иаков предстает как престарелый патриарх, вера которого с годами возросла. Он научился на своих ошибках и пережил жизненные бури. Перед смертью он хотел убедиться, что его потомки тоже обладают такой верой. Его пример должен вдохновлять нас еще сильнее доверять Богу.
ЗРЕЛАЯ ВЕРА ХРАНИТ НАДЕЖДУ НА ТО, ЧТО ГЛАВНЕЙШИЕ ОБЕТОВАНИЯ БОГА ИСПОЛНЯТСЯ
Иаков умирал в чужой стране, и старый патриарх помнил, что Египет не был их постоянным домом. Мысль, что он будет похоронен так далеко от своего деда Авраама, отца Исаака и любимой жены Рахили, была ему невыносима. Поэтому Иаков заставил Иосифа поклясться в том, что он не похоронит его в Египте, а перенесет его прах в Ханаан, чтобы похоронить в семейном месте погребения: в пещере Махпеле (Быт. 47:29-31; 50:13). Иаков знал Божье обетование: спустя четыреста лет его потомки вернутся из Египта в Ханаан, землю обетованную (Быт. 15:13-16). И если он будет похоронен со своими предками, то, в определенном смысле, он разделит с ними это славное будущее.
Во времена патриархов Божий народ не имел конкретного обетования жизни после смерти; однако верой они чувствовали, что смерть не может быть концом. Автор Послания к евреям утверждает, что верные, жившие в древности, «умерли в вере, не получив исполнения обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13). По сути, большую часть своей жизни эти ветхозаветные герои веры кочевали с места на место в поисках «города» и «лучшего» (Евр. 11:16) вдали от идолопоклонства, греха, насилия и разврата, которыми был поражен их мир. В каком-то смысле — и, очевидно, полностью не отдавая себе в этом отчет — они желали того, что было «небесным» домом, потому что они понимали, что не существует на земле такого места, где бы царствовал абсолютный покой и безопасность (Евр. 11:16).
Аналогичная весть надежды и безопасности в будущем была актуальна и для христиан из иудеев, которые жили в первом веке, еще до падения Иерусалима (70 г. н.э). Очевидно, была опасность, что из-за давления со стороны иудеев-националистов некоторые из них откажутся от своей веры в Иисуса Христа как их Спасителя и Господа (Евр. 3:12-14). Многие заново увлеклись иудейскими ритуалами и храмовым богослужением. Они опять приносили кровавые жертвы за грех (Евр. 10:1-4). Кроме того, в жертвоприношениях видели способ предотвращения грядущего разрушения Иерусалима римлянами (Евр. 10:25-29), которое, как предсказал Иисус, произойдет при их жизни (Лк. 21:20-24). Эти Божьи люди в христианскую эру в некоторых отношениях занимали позицию, аналогичную позиции ветхозаветных героев веры. Они стремились «к лучшему, то есть к небесному»; и Бог «приготовил им город» (Евр. 11:16).
Весть нам от Христа такова, что стремиться надо не к Иерусалиму или какому другому городу на земле, думая, что там наш истинный дом. «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Автор Послания к евреям мог сказать с «совершенной уверенностью в надежде» и с «верой» в Иисуса Христа (Евр. 6:11; 10:22), что мы уже «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собранию и Церкви первенцев, записанных на небесах» (Евр. 12:22, 23).
ЗРЕЛАЯ ВЕРА ДАЕТ УВЕРЕННОСТЬ В БУДУЩЕМ, ИБО МЫ ПОМНИМ БОЖЬИ ПРОШЛЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ
С приближением смерти Иакова к нему пришел Иосиф со своими двумя сыновьями. Первое, что сделал престарелый патриарх, — он повторил великие обетования Бога:
«Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: “Вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю эту потомству твоему после тебя, в вечное владение”» (Быт. 48:3, 4).
Бог проявил инициативу и дал ему обетования, когда он с семьей бежал из Сихема (Быт. 34:25-29). Бог наслал «ужас… на окрестные города», так что они «не преследовали сыновей Иакова». Бог говорил с Иаковом и велел ему идти в Вефиль (Луз) и поставить жертвенник Ему. Иаков должен был ликвидировать идолопоклонство среди своих людей. Они должны были сменить свои одежды и очиститься; тогда Иаков мог устроить жертвенник в порядке подготовки к поклонению Богу. Его людям нужно было понять, что истинный Бог не потерпит обмана, убийства, воровства и идолопоклонства — того, чем они запятнали себя в Сихеме (Быт. 35:1-3). В основе поклонения семьи Иакова и тех, кто был с ними, лежало их благодарное воспоминание о том, Кем был Бог и что Он сделал, чтобы спасти их физически от их врагов и духовно от их грехов.
Благословения, которые Бог пообещал Иакову во время его второго путешествия в Вефиль, были, по сути, такими же, как те, в получении которых Он заверил его двадцатью годами ранее на том же месте (Быт. 28:12-15; 35:11, 12). Кроме того, они включали в себя некоторые из тех благословений, что дал, а затем повторил Бог Аврааму (Быт. 12:1-3; 17:1-8). Тогда Господь открыл Свое имя как «Бог Всемогущий» (Быт. 17:1), подчеркнув этим, что никакая сила или власть не сможет помешать Ему благословить «отца верных» и его потомков (см. Рим. 4:16). Наоборот, Он произведет от них множество народов. Еще большие благословения были предназначены для прямых потомков Авраама, Исаака и Иакова, которые расплодятся и станут великим народом в Египте. Их потомки уйдут в Ханаан, землю обетованную, где будут жить по Божьему завету и под водительством царей (15:13-16, 18; 17:6, 7). Все это, понятно, произойдет через много поколений, в будущем; однако знание Божьего обещания выделяло потомков патриархов из общей массы. Они знали, кем они были, откуда пришли и куда направляются.
Конкретные обетования, данные Аврааму, были началом евангельской вести. Бог открыл Свои планы, когда попросил великого патриарха покинуть свою страну и отправиться в землю, которая однажды будет принадлежать ему и его потомкам (Гал. 3:8, 9). Как только вера патриархов начинала ослабевать, Бог напоминал им о Своих обетованиях. Павел, обращаясь к христианам в Галатии, подчеркнул, что все они дети Божьи:
«Ибо все вы сыны Божии по вере в Христа Иисуса; все вы, в Христа крестившиеся, в Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:26-28).
Апостол закончил свою мысль, связав евангелие Христа с благой вестью, которую Бог сообщил Аврааму: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29).
Иаков не понимал всех благословений, предназначенных для далекого будущего, но он знал, что у него и его семьи уникальная судьба. В течение многих лет Бог действовал в его жизни, как Он действовал в жизни его отца и его деда. Он готовил особый народ, который должен был стать благословением для всего мира. В Египте Иаков лично наблюдал действие «Бога Всемогущего» (Быт. 35:11; 43:14; 48:3): Он возвысил сына Иакова до положения второго лица в стране, чтобы спасти его семью от гибели. Иосиф был Божьим представителем, в задачу которого входило спасти от голода египтян, а также и многих других, которые приходили в Египет из соседних стран во время засухи, поразившей ту часть мира. Благословения Бога, предназначенные потомкам Авраама, уже тогда начали распространяться на другие народы, как и повелел Бог Аврааму.
ЗРЕЛАЯ ВЕРА БУДЕТ СМИРЯТЬ НАС И ПОМОЖЕТ НАМ ПРИНЯТЬ ТО, ЧТО БОЖЬИ ПУТИ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО НАШИ ПУТИ
Иосиф снова получил напоминание об этой истине, когда он привел своих двух сыновей к своему престарелому отцу, чтобы тот перед смертью благословил их. Иосиф, конечно, знал, что всем обязан Богу, который обильно благословил его, сделав его, раба-узника, богатым и могущественным визирем Египта и спасителем своего народа. К сожалению, люди, обильно благословленные мудростью, богатством и властью, порой склонны думать, что они не могут поступить неправильно; собственную волю они могут принять за волю Божью.
Именно это произошло, когда Иосиф поставил молодых людей перед их дедом, практически полностью слепым, так, чтобы Иаков свою правую руку возложил на Манассию, а левую — Ефрема (Быт. 48:13). Иаков, благословляя их (Быт. 48:15, 16), намеренно перекрестил свои руки так, чтобы правая рука оказалась на Ефреме, а левая — на Манассии (Быт. 48:14). Когда Иосиф увидел, что делает его отец, он попытался исправить то, что он посчитал ошибкой (Быт. 48:17, 18). Но в данном случае Иаков, фактически слепой, обладая духовным зрением, лучше понимал Божью волю, чем Иосиф. Обычно именно Иосиф обладал острым духовным зрением, но в отношении данного благословения он оказался слеп, не поняв Божьей воли. Поэтому Иаков отказался выполнить просьбу Иосифа и поменять руки, чтобы отдать предпочтение Манассии. Старик благословил обоих своих внуков, но Ефрему дал большее благословение, чем Манассии (Быт. 48:19).
Ранее в своей жизни Иаков следовал не Божьей воле, а мирской мудрости (Иак. 3:13-18). Однако в последние годы своей жизни и особенно перед лицом смерти он стал таким человеком, каким его хотел видеть Бог. Хотя он много раз сам себе все портил, предвечный Горшечник продолжал лепить и переделывать его, пока он не стал сосудом для почетного употребления (Иер. 18:3, 4), который будет совершать правильные вещи в нужное время. Он действовал в соответствии с волей Божьей, когда благословил Ефрема больше, чем Манассию. В старости он, очевидно, понял мудростью, исходящей от Бога, что потомки младшего сына Иосифа будут многочисленнее потомков его старшего сына. Он не колеблясь благословил Ефрема большим благословением, несмотря на возражения Иосифа.
Библейские персонажи иногда получали мудрость от Бога, которая помогала им предсказывать будущие события, как в случае с Иосифом. Для такого человека принятие своей воли за волю Божью могло иметь трагические последствия. Несомненно, Иосиф считал, что был прав в отношении роли Манассии и Ефрема, поэтому он попытался отменить благословения своего отца. Как ни сложно это принять, на этот раз Иосиф, который предсказывал будущее с поразительной точностью, ошибся относительно потомства своих сыновей. К его чести, в этом вопросе он не стал настаивать на том, чтобы Иаков изменил свое решение.
Другой пример этого принципа находится в тексте об Иоанне Крестителе. После того как Иоанна заточили в темницу, он послал учеников спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен прийти, [Мессия] или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3). Иисус подтвердил последователям Иоанна Свое мессианство, указав на то, что Он проповедует нищим и исцеляет больных, согласно пророчеству (Мф. 11:4, 5; см. Ис. 35:5; 61:1). На прощанье Господь велел вопрошавшим ученикам Иоанна передать своему учителю такие слова: «И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:6). Иисус не отрицал законность пророческого служения Иоанна из-за вопроса, который тот задал; наоборот, Он сказал, что Иоанн был величайшим из пророков (Мф. 11:10, 11), потому что он свидетельствовал о Нем и Его Царстве.
Бог не открыл Иоанну природу грядущего царства. Хотя у него не было полного понимания всего, его свидетельство об Иисусе перед толпами было истинным: Он был Мессией и Царем Своего вечного царства (см. 2 Цар. 7:12-16; Пс. 2:6, 7; 109:1, 2, 4). Эти пророчества первоначально исполнились через Давида и Соломона, но окончательно они исполнились в смерти, погребении и воскресении Иисуса Христа.
Было много пророчеств о природе и функциях Мессии и Его царства. Ни одному пророку не была открыта вся истина о Мессии и природе Его царства. Бог раскрывал разные части и особенности Своего плана разным пророкам на протяжении длительных периодов времени и в разных обстоятельствах (1 Пет. 1:10, 11). Это же относится и к будущему потомков Авраама. Та идея, что от Иакова произойдет Божий народ, который расплодится до двенадцати колен, каждое со своей ролью в земле обетованной, раскрывалась постепенно через разных людей на протяжении длительного периода времени.