Сразу оговоримся, что с техническими устройствами разговаривают не только россияне, но у последних этот момент наиболее выражен. Кроме того, судя по данным исследований, у желающих поговорить с техникой даже выстроилась своеобразная иерархия предпочтений.
Изначально тон задали автомобилисты, самым популярным «собеседником» которых стал навигатор. С ним разговаривает практически каждый второй водитель. Далее больше половины россиян общаются со своим смартфоном. Затем идет черед ноутбуков и телевизоров. И менее четверти россиян разговаривают с электрочайниками, кофемашинами и роботами-пылесосами.
Причем желание всегда держать под рукой своего спутника-гаджета у россиян просто неистребимо. С его просмотра начинается утро, а далее без девайса не обходится ни одно событие дня. Он становится неизменным свидетелем всех бытовых и рабочих моментов, к тому же его присутствие оказывает своего рода незримую поддержку.
Любопытно, что россияне не ограничиваются откровениями с техникой. Они любят давать своим собеседникам имена. Таким образом они не просто персонифицируют домашние устройства, но еще воспринимают их как живые существа.
Родом из сказки
А теперь самое время вспомнить русский сказочный фольклор. Испокон веков наши предки наделяли предметы душой и разговаривали с ними на равных. Звери и птицы тоже были говорящими, в каждом камне или цветке жила душа. Так чему же удивляться, когда человек перенес все эти представления на неодушевленные приспособления.
Имеется и другой аспект у этих бесед. Привычка разговаривать с самим собой нам известна с детства. Тогда же ребенку вполне свойственно было одушевлять свои любимые игрушки. А став взрослыми, люди продолжают «играть в игрушки», разговаривая с ними, будь то автомобиль, гаджет или робот-пылесос.
Наверное, отдельно стоит упомянуть искусственный интеллект, который сам по себе умен, а это уже повод пообщаться. Тем более, что появились замечательные голосовые помощники, которые не только на вопросы ответят, но и беседу поддержат. Более того, та же Алиса из Яндекса способна в каких-то вопросах заместить своего хозяина. Получается, что голосовой помощник может выступать в роли своеобразного посредника между человеком и умными гаджетами.
Так что же это за явление – общение с умными устройствами? Не граничит ли это с душевным расстройством? Так вышло, что многое прояснила пандемия, когда изоляция и рожденная ею тревожность заставили людей искать дополнительные источники общения. Разговор с устройствами в этом случае можно рассматривать как следствие дефицита общения.
Конечно, снимать тревожное одиночество разговором с гаджетом – не лучший способ сбросить с себя психологическое напряжение. Тем более не стоит забывать о том, что желаемого душевного тепла и сочувствия вы точно не получите.
А у вас имеется такая привычка и с "кем" тогда разговариваете? Наделяете свои устройства чертами живого существа? А вообще стоит ли искусственный интеллект воспринимать как себе равного и к чему это может привести?
Автор: Ольга Трущалова, независимый автор медиагруппы “Хакнем”.
Не забывайте подписываться на наш канал и ставить лайки. Территория Хакнем открыта для самых разных позиций и мнений, которые вы можете оставлять в комментариях.
Другие материалы автора на канале: