Важность мастеринга в создании музыки понимают большинство музыкантов, звукорежиссеров и продюсеров. Как мы уже говорили в предыдущих статьях, мастеринг - это целое искусство, и его лучше доверить специалистам.
Мастеринг-инженер может отполировать проект и придать ему идеальный блеск и красоту, но насколько хорошим будет результат, во многом зависит от предоставленного материала.
Вот некоторые из наиболее распространенных ошибок, которые допускают музыканты при мастеринге:
1. Излишняя громкость бочки и баса
Несомненно, самой частой ошибкой является воспроизведение слишком большого количества низких частот. Эта практика является ошибочной по одной простой причине. Слишком много низких частот отнимает "хэдрум" и делает невозможным создание мощного мастера. Эта проблема особенно ярко выражена в жанре "прогрессив-хаус". На этапе мастеринга "святой Грааль" громкости может стать практически недостижимым из-за слишком большого количества басов. Есть риск, что бас будет обрезан, а верх и середина не достигнут необходимой громкости. Звучит отвратительно, не правда ли? Особенно когда вы хотите получить звук такой же мощный, как у продуктов, представленных на рынке.
Почему же так много миксов имеют эту проблему?
Ответ таков: "Он не звучит так громко". Помните, если вы делаете музыку, которая будет звучать в клубе, звуковая система в этом заведении спроектирована и настроена так, чтобы басы звучали отлично. Микс нужен для того, чтобы сбалансировать уровни, спроектировать звук и заставить музыку звучать хорошо, а не для того, чтобы она звучала громко. Между тем, второй пункт предполагает более сложный ответ...
Как избежать?
Низкие частоты трудно воспроизвести в условиях прослушивания, и было бы неплохо, если бы проблему можно было устранить немедленно, например, в клубе. Однако лучшее, что вы можете сделать, это спроектировать микшерную комнату как можно более акустически нейтральной. Важность этого совета невозможно переоценить. У вас могут быть новейшие плагины и дорогая аппаратура, но если вы используете их в плохо подготовленном помещении, в большинстве случаев вы испортите микс. Хорошего звучания можно добиться с помощью диффузоров, поглощающих панелей и басовых ловушек, или даже одеял и подушек, если у вас ограниченный бюджет. Вам необходимо хорошо знать помещение, в котором вы проводите микширование. Прослушивание эталонных треков в том же помещении и на тех же мониторах также может помочь. Акустические материалы не только улучшают воспроизведение низких частот, но и, если все сделано правильно, улучшают стереовосприятие, облегчая прослушивание высоких и средних частот. Еще один способ определить местоположение частот в миксе - использовать анализатор спектра, чтобы получить визуальное представление о них. К этому легко привыкнуть, поэтому не торопитесь. Также не забывайте использовать анализатор, чтобы "увидеть" свое произведение.
2. Слишком большое количество обработки на мастере
К лучшему или худшему, но теперь все ограничивается обработкой на мастере. Современная музыка требует современного звучания, которого можно добиться только мастерингом. Однако нужно быть осторожным: слишком сильный эквалайзер может нарушить звуковой баланс всего трека. Если применить слишком сильную компрессию, то будет потеряно динамическое ощущение трека. Слишком большая "сладость" в звуке может вызвать проблемы с фазой, тональностью и многим другим.
Как этого избежать?
В миксе проявляйте сдержанность. Не применяйте обработку на мастер-канале, пока не будет достигнут тональный баланс во всех частотных диапазонах. Микс должен иметь нужный динамический диапазон и хорошо звучать сам по себе. Когда все готово, можно медленно применять обработку к центральному каналу и выбирать настройки дорожек в зависимости от текущего звучания.
3. Значительные всплески частот
Иногда некоторые инструментальные звуки, характеризующиеся внезапными всплесками частоты, которые должны быть подавлены для устранения конфликтов между участниками микса. Бубноподобные звуки в акустических гитарах и бас-гитарах должны быть немедленно устранены. Основной голос должен быть скорректирован, так как он хорошо звучит в более тихих пассажах, но становится неприятным в хоровых пассажах (из-за повышенной динамики), поскольку высокие частоты срезаются. Бывают случаи, когда "главный" инструмент играет одновременно в одной части, в результате чего весь микс звучит резко.
Ошибки микширования
Электрогитары лучше всего звучат при обработке с помощью 2-полосного компрессора PSP VintageWarmer. Если в песне появляются такие пики, стоит выбрать динамический эквалайзер или эквалайзер с автоматизацией, так как регулировка эквалайзера в одиночку может не оказать одинакового эффекта на весь трек. Кроме того, многополосные компрессоры (FabFilter Pro-MB, Waves C4, LinMB, встроенный компрессор Ozon iZotope или сильнейший Tube Tech SMC-2BM), которые могут работать независимо в определенных частотных диапазонах, то есть сжимать только то, что вам нужно) позволяют убрать пики с отдельных треков (или всего микса).
Как использовать многополосный компрессор?
Разделите сигнал на полосы и включите в соло-режим ту полосу, которую собираетесь обрабатывать. Сильно опустите порог сжатия (threshold) — это позволит лучше слышать любые изменения. Затем настройте соотношение (ratio), атаку (attack) и восстановление (release) по вкусу, а следом поднимайте порог, чтобы сделать сжатие менее заметным.
Правильно настроенный многополосный компрессор будет автоматически подавлять резкие частотные пики в нужном диапазоне, что приведет к более плавному сигналу.
4. Проблемы с "фазой"
Большинство программ цифрового редактирования звука (DAW) могут обрабатывать неограниченное количество звуковых дорожек, а компьютеры настолько мощные, что возникает настойчивое желание записывать все в стерео. Конечно, хорошая стереозапись акустической гитары может добавить глубину и характер записи. Однако если микрофон расположен неправильно, он будет находиться вне фазы, поэтому тщательно проверяйте свои монозаписи. Стереомикрофоны также могут вызывать фазовые ошибки. Проверка монозаписи поможет не потерять определенные частоты или целые инструменты. Струнные секции, аккомпанирующий вокал, плоские пэды и т.д. могут быть полностью потеряны в монофоническом звучании. Вы можете не думать об использовании записей на монофоническом проигрывателе, этот звук постоянно воспроизводится на мобильных телефонах, ноутбуках, потолочных колонках в торговых центрах, телевизорах и т.д. Если вы потратите время на проверку и коррекцию фазы, вы сможете избежать дальнейших проблем. Нажмите кнопку Mono и посмотрите, что произойдет. Эти принципы применимы и к резонансу. Иногда эффект холла при записи вокала полностью исчезает, когда вы переключаетесь на Mono.
5. Отсутствие кульминации в припеве
Предположим, вы написали сильную поп-балладу и надеетесь на лучшее, но что-то идет не так. Инструментарий очень мощный, игра хорошая, оркестровка отличная, но почему-то припев не имеет четкого завершения и звучит скучно. Это значит, что вам нужно посмотреть на настройки компрессора на мастере.
Когда вы начинаете писать песню, звукорежиссер устанавливает компрессор мастера на самый мощный звук. Проблема в том, что компрессор, настроенный таким образом (со слишком низким порогом или слишком высоким коэффициентом), может "зажать" хорус и высосать из него жизнь.
Если это произошло, возможно, вам следует повысить порог и снизить соотношение до 2:1. Также вы можете сократить время атаки компрессора. Это заставит песню "взорваться" в припеве.
Такого эффекта можно добиться, автоматизируя громкость мастер-шины - это классический метод. Перед мастерингом сделайте разницу в 2-3 dB между самой тихой и самой громкой частью песни.