Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Нам сверху видно все! Открываем секреты аэрофотогеодезии

Оглавление

Самая большая ценность на нашей планете — это земля. На ней мы живем, строим жилища и дороги. Она нас кормит и одевает. Все, что мы имеем, есть у нас благодаря ей.

-2

Поэтому рациональное использование земельных ресурсов — главнейшая государственная задача. В Беларуси этому вопросу уделяется большое внимание на самом высоком уровне. У нас делается все, чтобы земля эффективно использовалась на благо всего общества. За этим стоит ежедневная кропотливая работа землеустроительных и геодезических служб.

-3

Километрах в 15 от Минска есть небольшое местечко Прилуки, где находится сохранившаяся до наших дней старинная усадьба, принадлежавшая когда-то знаменитому графу Гуттен-Чапскому. А неподалеку от нее еще с советских времен расположено аэрофотогеодезическое предприятие, именуемое очень замысловатой аббревиатурой — БелПСХАГИ. Аэрофотогеодезия, говоря простым языком, это когда с летательного аппарата фотографируют земную поверхность. Затем с помощью полученных снимков составляют картографические схемы, которые потом используют в самых разных целях: от установления границ земельных участков до различных проектных работ. Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Фотокамера Sony для БПЛА
Фотокамера Sony для БПЛА
Аккумулятор беспилотника GEOSCAN
Аккумулятор беспилотника GEOSCAN

Крылатые фотографы

В кабинетах царит рабочая атмосфера — каждый занят делом. В просторном холле на одном из этажей разместилась выставка, посвященная истории БелПСХАГИ. На одной стене — огромное изображение  самолета АН-30, а на стеллажах у противоположной стены размещены различные приборы. Посередине стоят два беспилотника: один самолетного типа с красным уплощенным фюзеляжем, а второй — небольшой белоснежный квадрокоптер.

Приборы и приспособления для аэрофотосъемки
Приборы и приспособления для аэрофотосъемки

В день нашего визита всем этим хозяйством заведовал специалист аэрофотосъемки Виктор Баветов, который с большим знанием дела рассказывал об экспонатах и отвечал на вопросы. В ходе беседы выяснилось, что он выпускник геофака БГУ, после окончания которого пришел работать в БелПСХАГИ. Уже здесь Виктор постигал тонкости работы со сложной техникой, получив и дополнительное образование в Академии авиации по специальности «бортоператор-аэрофотосъемщик».

Аэрофотогеодезист Виктор Баветов с БПЛА GEOSCAN
Аэрофотогеодезист Виктор Баветов с БПЛА GEOSCAN
Результаты обработки фотоматериала
Результаты обработки фотоматериала
Просмотр картографического материала в стерео изображении
Просмотр картографического материала в стерео изображении

— В нашем деле необходимо не только досконально знать аппаратуру и методику съемки, но и обладать хорошим здоровьем, быть готовым к полетам, — поясняет Виктор и, повернувшись к стеллажам, продолжает: — Вот здесь у нас выставлена швейцарская аэрогеодезическая фотокамера LEICA RC-30. Она пленочная и последний раз использовалась в работе в 2014 году. Когда нами был приобретен цифровой сканирующий сенсор той же фирмы, старое оборудование стало экспонатом. Все фотооборудование устанавливается в самолет на стандартное крепление в специальный прорезанный снизу фюзеляжа люк. Вот мы работали, в частности, на таком самолете АН-30, — Виктор указывает на противоположную стену. — Основное отличие цифровой камеры в том, что она более автоматизированная. В пленочной нужно было много чего делать руками, хотя и здесь уже присутствует управляющий компьютер, в который загружается полетное задание.

Навигационный монитор аэрогеодезической фотокамеры LEICA RC-30
Навигационный монитор аэрогеодезической фотокамеры LEICA RC-30

Имеется и пульт управления, на монитор которого выводится местоположение самолета и объекта, который нужно отснять. В полете задействовалась корректировка угла сноса самолета при боковом ветре, поэтому на такой аппаратуре работали два оператора — один корректировал маршрут, второй производил съемку.

Аэрогеодезическая фотокамера LEICA RC-30
Аэрогеодезическая фотокамера LEICA RC-30

Беспилотники на службе геодезии

БПЛА «Геоскан», похожий на маленький самолет, сделан в Санкт-Петербурге. Нумерация идет по размаху крыльев: 101-й, 201-й. В данном случае выставлен 201-й — с большим размахом крыльев и дальностью полета. В отличие от соседнего квадрокоптера, рассчитанного на полет лишь до 20 минут, он способен находиться в воздухе до трех часов. Правда, ему нужна площадка для посадки при помощи парашюта, который размещается в специальном отсеке снизу фюзеляжа. Запускается такой самолетик с рейки при помощи упругой резинки — его «выстреливает» на определенную высоту, после чего через  полторы секунды срабатывает двигатель. Интересно, что пропеллеры у подобных беспилотников толкающего типа и установлены сзади. Корпус и крылья сделаны из вспененного полистирола, поверхность исключительно гладкая — так уменьшается сопротивление воздуху. Материал этот прочный, не крошится, что увеличивает срок эксплуатации. Внутренние карбоновые стержни обеспечивают жесткость конструкции. Все легко разбирается для удобства транспортировки. Чтобы построить 3D-изображения, на беспилотник под углом устанавливают две цифровые камеры SONY RX-1, получая изображение с перспективой.

БПЛА GEOSCAN к взлету готов
БПЛА GEOSCAN к взлету готов

Будущее наступило

Вся информация, полученная с самолетной или беспилотной съемки, загружается в мощные компьютеры с программой для анализа и обработки. Специалисты работают с облаком точек, на основании которого создаются цифровые модели, а впоследствии — отличного качества фотопланы. Облако точек необходимо четко «усадить» на землю, чтобы был виден рельеф: дороги, откосы, любые бугры, впадины, мелкие водоемы — все это потом учитывается заказчиками в проектном анализе. Технологии позволяют подгружать в готовые фотопланы любую векторную информацию и сведения о земельных участках. Разрешение изображений с тех же беспилотников — до 3 см, поэтому видно все до мелочей. В программном обеспечении внедрено машинное обучение, оно само по фотографиям выстраивает инженерные коммуникации. Привязка к местности осуществляется еще в момент полета летательных аппаратов, на борту которых стоит устройство. Оно связывается с базовыми станциями на земле и производит координатную центровку. Для контроля делается еще и планово-высотная привязка —  специалисты находят для себя на местности конкретные объекты, которые привязывают к точным координатам.

Квадрокоптер для аэрофотосъемки
Квадрокоптер для аэрофотосъемки

Информационная независимость

Директор БелПСХАГИ Олег Балицкий знает о предприятии все до мелочей. В 2000 году он начинал здесь свою трудовую деятельность, позже работал руководителем в других геодезических организациях, а в итоге возглавил родное предприятие. Многое внедрялось здесь при его непосредственном участии. Особая гордость — информационная база аэрофотосъемки, которая размещена в свободном доступе в интернете на портале www.dzz.by и является основой для разных геосистем, к примеру, геопортала.

Директор ГП БелПСХАГИ Олег Балицкий
Директор ГП БелПСХАГИ Олег Балицкий

— Dzz.by дает объективную картину пропорций и границ, — рассказывает Олег Балицкий. — Тот же гугл может «плавать» иногда на десятки метров, а у нас картина точная. Важно то, что наша информационная база покрывает всю территорию страны. В том же точном земледелии гуглом, скажем, пользоваться нельзя, а нашей базой можно: с беспилотника получаем изображение с разрешением 3-5 см. При этом мы строим стереоизображение, 3D, обеспечивая данными крупные направления деятельности. Мы не монополисты, но являемся основным поставщиком данных для Госкомимущества, земельного кадастра, закрываем нужды Минлесхоза, оказываем услуги БелЖД. В сфере точного земледелия с помощью беспилотников строим карты полей и предоставляем для продвинутых хозяйств, в том числе Минской области. Максимальный срок полного обновления базы – пять лет, но некоторые регионы обновляются гораздо чаще. Подсчитать экономический эффект от нашего dzz-ресурса практически невозможно, потому что он синергический — сколько это многим руководителям и специалистам экономит времени и средств, не поддается подсчету. Сперва приучали всех к нашей системе. Нам говорили, что, мол, работаем с гуглом, все устраивает. Приходилось объяснять, предлагать бесплатно поработать в тест-режиме. Так постепенно люди попробовали и теперь больше не хотят никакого гугла. Тем более поняли, что он сегодня есть, а завтра нам его выключат. Поэтому такие вещи надо развивать свои.

Компенсационное устройство углов бокового сноса
Компенсационное устройство углов бокового сноса

Только вверх

Во многих сферах сейчас хватает сложностей, не обошли они и аэрофотогеодезию. Однако БелПСХАГИ достойно справляется со всеми вызовами. Сейчас прорабатывается покупка китайского оборудования, в том числе и нового коптера с лидаром. Такое оборудование позволяет с помощью лазерного луча «пробивать» до поверхности земли, в отличие от простой аэрофотосъемки, где трава, кустарники, деревья препятствуют точному установлению рельефа поверхности. Это та основа, на которой можно делать самый качественный топографический материал, а затем использовать его во многих сферах, в том числе землеустройстве и проектировании дорог, жилых домов, сетей, производств и многих других объектов.

Автор статьи: Олег Никитин