Ответ на этот вопрос конечно же напрашивается сам собой - простыми словами, вагонники – это работники вагонного хозяйства железных дорог. Тогда возникает следующий вопрос, что такое вагонное хозяйство и что можно считать вагонным хозяйством, а что нет. Согласно данных железнодорожной литературы - вагонное хозяйство - это важная составляющая железнодорожного транспорта, основное назначение которого заключается в обеспечении безопасных и эффективных перевозок пассажиров и грузов с использованием исправных вагонов. Оно охватывает широкий спектр задач, включая техническое обслуживание, ремонт, проектирование и эксплуатацию вагонов.
Специальностей у вагонников много, самых основных две - это ремонт вагонов - слесарная работа, которая проходит на специально оборудованных площадках депо, так же часть работ производиться под открытым небом. График работы может быть сменной по 12 часов, в депо семичасовая рабочая пятидневка . Осмотрщик вагонов, работа на путях крупных станций, где осматривают вагоны, там две основных специальности - автормоза и осмотр вагонов с главным упором ходовая часть и автосцепное оборудование, работа в основном на улице.
Ежедневно на железных дорогах осмотрщики вагонов проверяют тысячи вагонов проходящих поездов, чтобы своевременно выявить неполадки.
Таким образом, вагонниками можно назвать всех работников связанных с технически грамотных людей разбирающихся в конструкции вагона, обладают широким кругозором в сфере вагонных технологий, в т.ч. вагоностроения и информатизации, не только работники ОАО "РЖД", но частных ремонтных и перевозочных компаний, так же бывшие работники, в общем все те, кому не безразлична судьба железнодорожного транспорта и вагонного хозяйства в целом.
Разберемся, как появилась данная профессия. Профессия вагонника имеет глубокие исторические корни. Первые прообразы вагонов появились в России в XVIII веке на рудничных и внутризаводских рельсовых дорогах. Уже тогда необходимо было проводить контроль исправного состояния и своевременного ремонта вагонеток. С развитием железнодорожного транспорта возникла необходимость в квалифицированных специалистах, способных обслуживать и ремонтировать подвижной состав.
На первых железных дорогах дореволюционной России вагонного хозяйства как самостоятельной отрасли железнодорожного транспорта просто не существовало. Организация ремонта, содержание и эксплуатация паровозного и вагонного парков в границах железных дорог осуществлялись службой подвижного состава и тяги. Наблюдение за состоянием вагонов на дорогах возлагалось на вагонный отдел этой службы. Ремонт вагонов производился в основном кустарными методами с использованием примитивного оборудования, с отсутствием единой технологии. Данный "бардак" в отрасли, сказывался на необеспечение качественного выполнения работ и приводило к длительным простоям вагонов в ремонте, до 3-4 месяцев.
За годы Первой мировой войны и период послевоенного упадка положение с вагонным парком еще более ухудшилось: значительная часть подвижного состава была выведена из строя, а оставшиеся вагоны требовали капитального или восстановительного ремонта. Помимо этого существовал моральный износ всего парка подвижного состава.
После окончания гражданской войны одной из важнейших задач народного хозяйства советского государства стало восстановление железнодорожного транспорта. В 1920 году VIII съезд Советов принял специальное решение об организации ремонта подвижного состава с применением заранее изготовленных или отремонтированных запасных частей. В конце 1921 года в ряде ремонтных мастерских была проведена специализация ремонтных стойл, в частности, разборочные работы отделили от сборочных. Впервые в мире был осуществлен поточный метод ремонта крытых двухосных вагонов, значительно улучшивший технологию ремонта, простой их сократился с 12–16 до трех суток.
В связи с индустриальным подъемом появилась необходимость реформировать отрасль. В 1931 году была основана кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), что стало важным шагом в подготовке специалистов в этой области. С тех пор профессия вагонника стала более структурированной и востребованной.
А 3 июля 1933 года СНК СССР принял постановление «О работе железнодорожного транспорта». В соответствии с ним управление службы тяги было разделено на два — паровозов и вагонов. Вагонное хозяйство, выделившееся в самостоятельную отрасль железнодорожного транспорта, получило четкую организационную структуру: вагонное депо — вагонный участок (на отделении) и служба вагонного хозяйства на дороге — Центральное управление вагонного хозяйства в НКПС. А работников вагонного хозяйства стали называть вагонниками.
В настоящее время основные обязанности вагонников можно разделить :
- Техническое обслуживание: Вагонники проводят регулярные проверки состояния вагонов, включая тормозные системы, ходовые части и кузова. Это необходимо для предотвращения аварий и обеспечения безопасной эксплуатации.
- Ремонт: В случае выявления неисправностей вагонники осуществляют ремонтные работы, которые могут варьироваться от замены отдельных деталей до капитального ремонта вагона.
- Проектирование и модернизация: Некоторые вагонники участвуют в проектировании новых моделей вагонов или модернизации существующих, что включает внедрение новых технологий и улучшение характеристик подвижного состава.
- Эксплуатация: Вагонники также могут быть задействованы в процессе эксплуатации вагонов, включая их подготовку к рейсам и контроль за правильным использованием.
В нашей стране эксплуатируется огромное количество вагонов различного типа, включая специальные платформы. Отечественные железные дороги располагают одним из самых больших в мире вагонных парков. Для обслуживания такого большого хозяйства необходимо большое количество специалистов, включая осмотрщиков-ремонтников вагонов. Востребованность профессии высокая, вакантных мест на рынке труда достаточно много. Есть возможность трудоустройства в любом регионе страны. Профессия осмотрщика-ремонтника вагонов требует хорошего знания технической части вагонов различного типа, навыков слесаря и механика, а также хорошей физической подготовки.
Работа вагонников имеет критическое значение для функционирования железнодорожного транспорта. Без квалифицированных специалистов невозможно обеспечить безопасность перевозок. В условиях растущих объемов грузоперевозок и пассажирских потоков потребность в высококвалифицированных вагонниках будет только возрастать.
Вагонники — это незаменимые профессионалы в сфере железнодорожного транспорта, обеспечивающие его надежность и безопасность. Их работа требует не только технических знаний, но и высокой ответственности. С учетом роста значимости железнодорожных перевозок в экономике страны, профессия вагонника остается актуальной и востребованной. Выпускники кафедр становятся высококвалифицированными специалистами, работающими на предприятиях как в России, так и за рубежом. В настоящее время в России работает более 200 тысяч вагонников.
Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, информация оказалась для Вас полезной.
Подписывайтесь, ставьте большой палец вверх, напишите в комментариях, пошли бы вы работать осмотрщиком ремонтником вагонов или нет, и почему?