Находка располагается на Ямале на берегу Тазовской губы и окружена тысячами рек, озёр, протоков и стариц. Это одно из самых удивительных мест, где я был. Рыбацкий посёлок численностью населения в 1000-1200 зимой и 400-500 человек летом, по словам местных. Находка оторвана от цивилизации, как мне сказал один вахтовик: «Мы по сути в колонии-поселении, мы вроде свободны, но никуда не можем уехать - должность».
Где эта Находка?
Главное, что нужно знать - это 400 километров от полярного круга на север. Тазовская губа формирует один залив с Обской губой в Северном Ледовитом океане. Сюда зимой можно добраться только по льду залива, а летом тем же путем на лодке.
«Цивилизация, аууу»
Не верно будет сказать, что Находка это дикое место. Все, что нужно современному человеку тут в доступе: от быстрого интернета до водомата с оплатой по безналу. Но это всё с нюансами.
Главное место посёлка - дизельная электростанция. Она даёт свет, связь и тепло, если что-то случится со станцией, весь посёлок вернётся в каменный век. Так что работа дизелистов очень ответственная. Станция работает 24/7 365 дней в году, на ней несколько моторов, 2 основных, 1 резервный и несколько на обслуживании, примерной мощностью в 400-420 киловатт каждый.
Эти синие контейнеры очень гудят, моторы надо обслуживать каждые 250 моточасов. Это значит, каждые 10 дней дизель останавливают и меняют 90 литров масла.
Рядом с «дизелями» на возвышенности стоит пожарная станция, начальник которой из Пермского края, он приехал 20 лет назад на вахту, так и остался. Почему север затягивает?
В центре посёлка стоит пожарная емкость на 250 кубов. Это бочка с водой на открытом воздухе, а внутри тёплая вода круглый год, прикоснувшись к выходу под пожарный рукав, долго держать руку не получится.
В посёлке две улицы: Подгорная и Набережная, название совпадает с тем, какие это улицы. Подгорная начинается с пожарной части, потом идет электростанция с припаркованным бульдозером, который ежедневно чистит снег в посёлке.
Идем дальше и попадаем на площадь, на которой начинается Набережная улица и продолжается Подгорная, тут стоит администрация, один из трёх продуктовых магазинов и дом культуры, на котором все вывески дублируются шрифтом Брайля.
Когда я подошёл сфотографировать вход дома культуры, внутри началась паника: «Кто к нам вдруг решил зайти?», «Что происходит?», из окон начали выглядывать все сотрудники, мне стало смешно, явно сюда никто кроме сотрудников не заходит.
Обратите внимание на лестницу, ведущую в администрацию.
Если с улицы Подгорной рядом с администрацией подняться в гору, то мы попадём на вертолётную площадку, продуваемую, по ощущениям, со всех сторон одновременно. Площадка сделана из специальных металлических секций, соединенных между собой. Эта конструкция лежит закреплённой на голой земле. Подход к площадке чиститься от снега каждый день.
Двигаемся дальше по посёлку и видим строящееся деревянное трехэтажное здание. Оказалось, что это многоквартирный дом строится для расселения местных жителей, они массе своей живут в вагончиках, которые называют «балОк». Это такой вагончик 2,5 на 6 метров, как правило с 1-2 маленькими окнами. Некоторые «балки» или «балоки» на лыжах, при необходимости их можно перетащить в любое место. Цепляй за снегоход и переезжай хоть по 3 раза за день. В таких вагончиках живут даже семьями. Так вот, строится деревянная многоэтажка уже 3-й год и по отзывам местных строится с умом, стены нахлестом сложены из 25 мм досок в 10 слоёв. Увы, каждый год что-то происходит и строители оказываются обманутыми, сдача дома откладывается. «Обычная ситуация для севера» - резюмировал мой собеседник.
Медицина и спорт в Находке
Прогуливаясь от площади по улице Набережной мы видим ФАП - фельдшерско - акушерский пункт. Как понять, что организация работает в отличии от дома культуры? Распечатанная на принтере информация на выходной двери. Ценная информация - в посёлок приехал стоматолог, все на приём. Молодые мамы могут прийти за смесями.
На второй день была замечена самая суровая карета скорой помощи. Трехосная на колесах низкого давления карета производства фирмы «Трэкол» стояла у ФАПа и сама нуждалась в лечении, у нее переломился передний мост. Условия эксплуатации техники тут суровые.
В Находке построен новый и современный спортивный зал «Айсберг». Как и почти всё новое строительство в этих широтах, «Айсберг» сделан из металлического каркаса, обшитого сендвич-панелями. Интересная форма окон, острые углы формируют символ сердца. Обратите внимание на архитектурную подсветку фасада.
Посещение зала бесплатное. Такого праздника жизни мы пропустить не можем, бежим за вещами и вперёд к спорту. Внутри нас встречает молодой и энергичный директор зала. Парень - представитель коренного народа севера показал мне, что и где, записал в журнал о посещении. В Айсберге к нашим услугам площадка с кучей инвентаря, комната с тренажёрами, раздевалка, душевая, которая «не работает по техническим причинам», видимо, по техническим причинам всё перемёрзло до весны. Зал укомплектован полностью, в таком можно стать чемпионом.
В зале очень жарко, не смотря на мороз снаружи, окна открыты. Пока я разминался в качалке, мне позвали играть. Знал ли я за день до этого, что буду играть с 3 ненцами турнир по настольному теннису за полярным кругом? Нет, такое и предположить невозможно. А в теннис мы играли, потому, что не набрались волейбольные команды, сегодня должна была быть игра, но не все пришли. Так парни пошли рубиться в теннис, а девчонки делали гимнастику, включив музыку, которая даже для меня в мои 25 слишком современная. Доступ к быстрому интернету, конечно, повышает качество жизни, особенно, для молодых.
Река - кормильца
Основной род занятий местных - рыбалка, охота и оленеводство. В Тазовском цена на тушу оленя 270 руб/кг, нам сказали, что есть оленеводы, у которых выкупают по субсидиям оленя вплоть до 450 руб/кг, также выкупают шкуры, рога, копыта. Пока мы были в Тазовском районе, я не раз слышал фразу "зажиточный оленевод". С рыбалкой в Находке дела не простые, есть квоты на вылов для малых народов севера, но ловить краснокнижную рыбу нельзя - большие штрафы. Нарушающих рыбаков ловят пограничники, которые берут с собой ихтиологов, чтобы на месте отличить муксуна от щёкура, например. Хоть и ловят рыбаков, хоть и наказывают, но, мне кажется, что браконьерят все, этим и живут. Незаконный вылов, конечно, надо пресекать, но я думаю, что вред, наносимый ловлей рыбы ничтожен по сравнению с вредом от добычи газа и нефти. Местные говорят, что в губу весной идёт "мертвая вода". На водорослях со временем образуются "чёрные сопли". Вода в губу попадает из реки Таз, а в долине этой реки неизмеримое количество добычи и переработки углеводородов. Вопрос о природе "мертвой воды" исключительно риторический, его тут вслух не обсуждают.
В Тазовском поставили памятник муксуну, скоро поставят памятник рыбаку. Один из моих попутчиков заметил: "Скоро ни муксуна, ни рыбака не останется, только памятники". Сейчас рыбалка в Тазовской губе полностью запрещена, только в реках и озёрах. Дизелист из Находки сказал мне, что когда он 20 лет назад приехал впервые на вахту, он видел, как прямо с берега в посёлке ловили всю рыбу, какая тут водится и даже осетров.
С кем бы я не общался в Находке и не только, говорили мне: "Север затягивает". И правда, север затягивает, но почему? Люди приезжают случайно на вахту и остаются навсегда, а кто-то живёт, несмотря на возможность уехать, местным дают квартиры на "большой земле", но пожив там пару месяцев, они возвращаются. Есть какая-то чарующая магия севера. В бескрайней снежной пустыне не чувствуешь времени, не имеет значения время суток и какой день недели. Тут у тебя нет шанса быть вне природы, тут ты либо её органичная часть, либо тебе тут не место. Я не успел понять, почему север затягивает, но определённо это почувствовал.
Спасибо, что прочли! Подписывайтесь, у меня еще много интересных и необычных путешествий.
Часть первая: