Андрюшка рос улыбчивым, спокойным и очень доверчивым. Был он любимчиком всей семьи. Но баба Фёкла особо его выделяла среди внучат, потому как самый маленький да еще нянчится с ним пришлось с самого рождения:
- Родилося чадушко для забавы бабушки, - часто повторяла она.
Андрюшка чувствовал это её особое отношение к нему и тоже тянулся к своей бабуле, рос под её песни и причитания, коих знала она великое множество. Сонька тоже слушала их, затаив дыхание:
Баю, баю, зыбаю.
Пошел дед за рыбою.
Мать пошла пелёнки мыть,
А отец дрова рубить,
А отец дрова рубить:
Детке кашку варить.
Андрюшка, общаясь с Сонькой и Санькой, рано стал разговаривать и лопотал вначале очень интересно, все со смеху покатывались.
- Как тебя зовут?
- Дюся! – громко отвечал малыш. Это прозвище к нему приклеилось намертво и сопровождало всю жизнь. Позже он уж и сам был ему не рад, но откликался. Что ж тут поделаешь!
Мама его называла ёжиком, за волосенки, которые только чуть отросли и стояли кверху, будто иголки у колючего обитателя леса. Бабушка утром пригладит эти волосики, ан нет - они тут же опять топорщатся.
Соньке и Саньке часто доставалось за младшего братишку. Бабка грозила им своим батожком, когда неугомонная парочка уж очень расходилась и дразнила маленького Андрейку.
Суббота. Летний вечер. Санька и Сонька сидят на крылечке, их уже никуда не пускают, потому как скоро в баню идти. Бабушка приводит на крылечко трёхлетнего Андрюшку:
-Посмотритя за мальцом! Я у кур яйца соберу, а то за ночь опеть зверь какой умыкнёт! И повадится же така холера!
-Андрюшка, а ты любишь рыбу копчёную? – начинает Санька.
- Ага, - отвечает братишка.
- А черёмуху копчёную ел? Не ел! Вон смотри она висит над баней – из трубы дым идёт, она и коптится! Только я-то туда смогу залезть, и Сонька сможет! А ты маленький еще, не достанется тебе копченой черёмухи!
Андрюшка в рёв:
- Черёмухи коооопчёной хочууууу!
Тут и бабка. Она быстро выяснила, отчего ревёт любимый внучок.
- Не травиття, ребятёнка! Ну чего вы! Он же маленький, - и грозит своим неизменным оружием, не разбираясь, кто на этот раз затейник травли.
Или весной в школе задали почки с берёзовых веток обдирать. Нудное это занятие. Отец в лесу веток надерёт – они потом на мётлы пойдут. А ребятишки сидят в сенях и почки с них обдирают – каждому по стакану надо. Тут и Андрейка крутится и любопытничает:
- Сонь, а зачем столько почек? А?
- В аптеку школа сдавать будет. Лекарство это? За них деньги дают?
-А много денег? Можно много конфетов купить?
Много ли денег дают или нет, Сонька не знает, но решает поразвлечься и говорит доверчивому братишке:
- Что почки! Денег много дают за сушёных мух и комаров. Наберешь стакан, так целую бумажку в сто рублей в аптеке дадут. Мухи и комары в сто раз дороже почек – они лечебные.
Санька рядом прыскает в кулак, еле сдерживаясь, а Андрей идёт выискивать мух да комаров, которых еще и нет совсем почти, потому как весна только.
Он их ищет и в доме, и во дворе, до тех пор, пока бабка не заинтересовалась, почему это младшенький ходит и во все щели свой носик суёт да чуть не плачет.
И опять несётся:
Да, чего вы его всё травитя, архаровцы! Ну, погодитя у меня! А ты не слушай их, Андрюша! Оне чё не поподя болтают тебе. Не верь им!
- Не буду! – уверенно обещает братишка, но попадается в очередной раз.
Однажды он целый день караулил сороку, которой необходимо было на хвост соли насыпать, чтобы она не улетела, и маленький охотник смог её поймать, потом спрашивал у отца, правда ли селёдка в море плавает солёная (это уж Сонька наговорила ему – в море вода солёная, и селёдка там тоже солёная), ходил свою простуду лечить на улицу к непросыхающей луже и каждодневно приходил оттуда грязнее поросёнка. Бабка в очередной раз выяснила, что умная Сонька братишке наплела, будто грязью любую болезнь лечат. Тут уж она разозлилась окончательно и нажаловалась отцу. Но неожиданно тот ругаться не стал, зато родилось стихотворение, которое на следующий день разучивала хором вся троица:
Прибежал Андрей домой:
- Мама, ты меня умой,
Я нашёл такую грязь,
Только мой и снова лазь!
- Чистым буду много дней! –
Говорит теперь Андрей,-
- Грязь всю съел большой мороз,
А остатки я унёс!
Андрюшка тоже выучил это стихотворение и показательно декламировал его всем приходящим в дом.
Случилась в один из выходных дней лыжная прогулка, на которую впервые взяли и маленького братишку. Сонька и Санька уже лет с пяти ловко катались даже с горок – отец научил. А вот Андрюшке лыжи только купили. Решили идти не на горку, а в лесок поблизости. Отец остался с маленьким сыном, а Сонька с Санькой бегали по проторенной ими же заранее лыжне, сбивая с веток серебристые сугробики снега. Периодически они возвращались к отцу, учившего Андрея стоять на лыжах. Тот двигался неуклюже, падал, его отец поднимал, а тот снова валился в снег, весело смеясь:
- Устал я падать уже! Устал!
Маленького лыжника домой пришлось тащить на руках. Его лыжи и палки несли Сонька и Санька:
А дома отец выдал очередной шедевр:
Вышел с лыжами сосед
И пяти годочков нет.
- Ты куда?- кричу соседу.
Отвечает:
- Падать еду!
Прошло много-много дней. Андрей рос, но оставался таким же доверчивым и простоватым. Вскоре он научился не обижаться на шутки старших брата и сестры. Зато сколько веселья было, когда он в очередной раз попадался в их ловушки. Но Сонька и Санька всё же очень любили своего младшенького: в уличных боях им приходилось не раз его защищать. Но об этом будет уже другая история.
Автор стихов - мой отец - Романовский Анатолий Тимофеевич.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и комментируйте
Про приключения Соньки и Саньки читайте в подборке "Неслухи"
Добро пожаловать!