Найти тему

Недооцененная классика: мистическая история, пронзительная и невероятная

     фото Хауэна на Unsplash
фото Хауэна на Unsplash

Мистическое произведение с глубоким философским смыслом - дилогия, написанная в 19 веке Всеволодом Соловьевым. Любовь, масоны, смысл жизни, духовность - вот только малая часть смыслов, заложенных в эти книги.

Писатель 19 века Всеволод Соловьев – старший брат великого русского философа Владимира Соловьева и старший сын известного российского историка Сергея Соловьева, издавшего многотомную историю российской империи.

Дилогия состоит из двух книг. Первая называется «Волхвы», вторая – «Великий розенкрейцер». «Волхвы» изданы впервые в 1889 году, «Великий розенкрейцер» – в 1890. Очень важно знать, что это – дилогия, потому что первую книгу без второй не понять. И наоборот. Только вместе они учат тому, ради чего написаны.

***

Соловьев использует в качестве эпиграфа к книге строки из первого послания к коринфнянам апостола Павла о любви: «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто».

Обе книги писателя - именно об этом. О том, что любовь - это главный смысл человеческого существования. Любовь меняет всё. Она даже способна растопить холодное сердце Великого розенкрейцера - сверхчеловека, чей разум и способности невероятны и поднимают его над всем человечеством.

Читатель, дойдя конца дилогии, переживет настоящий катарсис. И это не преувеличение.

Перед нами – 18 век. Кроме жизнеописания главного героя - Великого розенкрейцера, нам рассказывают о разных известных исторических личностях – Екатерине II, Потемкине, графе Калиостро и многих других. Мы видим высший свет того времени. Оказываемся в России, Германии, Италии, Франции, Египте и т.д. Описывая в своем произведении жизнь и отношения главных и второстепенных героев, Владислав Соловьев открывает читателю особенности исторического процесса Европы и России второй половины18 века. Оказывается, в это время широкое распространение получило масонство, и знать повсеместного увлекалась идеями мистицизма и эзотерикой.

Книги написаны очень интересно и увлекательно.

***

Главный герой – князь Юрий Захарьев-Овинов, еще недавно – просто Заховинов – внебрачный сын князя Кирилла Захарьева-Овинова, потерявшего в один миг жену и детей, и вызвавшего Юрия, чтобы передать ему свое состояние и титул. (Судя по всему, эти несчастья случились не просто так. Князю Юрию так расчистили путь. Но ни автор, ни его главный герой не раскрывают или не понимают этой детали).

Князь Юрий – непростой человек. Он обучался у масонов (розенкрейцеров) и достиг высшей ступени посвящения. На первый взгляд, это совсем неплохой человек. Ему чуждо стяжательство, он никому не делает зла и живет в своем мире – мире духа. И даже помогает людям, если видит, что они в этом нуждаются.

Масоны выглядят вполне себе нормальными ребятами, потому что, по их словам, не имеют права использовать свою силу для личного обогащения. И не используют, за редким исключением. Их, оказывается, очень мало, и они почти вымерли. А те, кто называют себя масонами, мошенники вроде Калиостро, которые, почерпнув истинные знания от Учителей, пали ради наживы.

Но такое, слишком идеалистичное, представление о масонах вполне оправдано с точки зрения сюжета. Это нужно, чтобы подчеркнуть главную мысль, которая проходит красной нитью в обеих книгах: каким бы высоким разум ни был, какие тайные знания об устройстве мира он ни постиг, он не способен сделать человека счастливым. То есть не разум и не знания, по мысли автора, делают человека счастливым, а нечто большее. (Хотя, на мой взгляд, это не совсем так – сам процесс познания и открытия точно способен сделать некоторых людей счастливыми. Просто знания не должны копиться, но должны передаваться другим).

Захарьев-Овинов прошел все ступени познания и посвящения в розенкрейцеры и приехал в Санкт-Петербург, чтобы пройти последнее испытание. Если он сможет его пройти, то станет преемником своего Учителя – Великого розенкрейцера.

А испытанием стала любовь к нему графини Елены Зоннефельд.

Князь Юрий постиг знания всего мира, в том числе, скрытые, потусторонние, мог читать мысли и видеть будущее, и был уверен, что дух парит в небесах, а значит ему не нужны никакие земные привязанности. И отверг любовь девушки. Графиня умерла, как было сказано в медицинском заключении, от разрыва сердца, а на самом деле от неразделенной любви к князю. Но, по большому счету, именно Юрий стал причиной ее гибели. Он открывал Елене (якобы) свет (по его мнению, свет – это только знания, причем, тайные, глубинные), но не помог ее тонко чувствующей душе укрепиться в этом мире.

Юрий Захарьев-Овинов получил желаемое: стал Великим розенкрейцером. Но, в итоге, отказался от всего, разрушив организацию изнутри, чтобы обрести нечто более важное для себя.

В начале и почти в самом конце первой книги нам рассказывают о камер-фрейлине императрицы Зинаиде Каменевой. Эта юная и чистая девушка стала спасением для князя Юрия, который, после смерти Елены, осознал, что несмотря на все его безграничные познания и возможности, силу и способности творить чудеса, он – чудовище. Когда он поднялся в выси, к которым стремился, то, оглянувшись, обнаружил, что остался совершенно один и одинок, а вокруг – космический холод. И хотя его сила была огромна, почти беспредельна для человека, он понял, что его знания и жизнь бесплодны. И началась вторая часть его испытания.

Если первая книга «Волхвы» рассказывает о пути возвышения Юрия Захарьева-Овинова по пути познания и обретения силы, то вторая – «Великий розенкрейцер» – об исцелении его души.

Кроме Зинаиды, его спасителем станет его двоюродный брат – сельский священник отец Николай – настолько чистый человек, что он, без всякого тайного знания, которое постиг Юрий, обладал даром чудотворения и тонкого понимания человеческой души и ее потребностей. История жизни отца Николая тоже очень интересна и необычна. Впрочем, как и судьба Елены Зоннефелью, чья смерть стала началом перерождения Захарьева-Овинова.

Это всё нужно читать. Пересказать сюжет невозможно, и пересказ все равно не даст того, что даст чтение дилогии. Столько сюжетных линий и поворотов! Столько разных людей и судеб! Столько важных мыслей и откровений!

Лично для меня стало откровением мысль, что любовь выше знания, сердце выше разума. Разум (дух) без души (сердца) – зло (пример – Люцифер), только вместе – дух и душа – суть человека, и в этой связке – душа – главная, потому что именно она – свет, который освещает путь, ведь только она способна любить и приносить плоды жизни. А разум без души бесплоден. Один он может завести только в тупик или даже в пропасть. Что и доказывает история о Великом розенкрейцере.

А что вы думаете об этой книге и высказанных в ней идеях? Вы читали ее или планируете прочесть?