Недавно я писал о том, что искусство и политика неразрывно связаны. А примеров не привёл (текст и так вышел большим). Всем известные вещи типа политических песен Джона Леннона или «Герники» Пикассо недостаточно демонстрируют глубину связи. Поэтому я решил обратиться к самым корням — к Древней Греции.
В конце VI в. до н.э в Афинах одновременно возникли два главных греческих изобретения — театр и демократия. Современному деполитизированному россиянину связь этих явлений может показаться неочевидной. Но в античные времена театр был одной из главных опор демократии. Более того, без него демократия скорее всего не выжила бы.
Начну с того, что античный театр не следует воспринимать как банальное развлечение. — Организацию всех известных нам представлений лично оплачивали самые видные политические деятели того времени (разумеется, чтобы продвигать свои интересы). А каждый автор пьесы воспринимал афинские подмостки в качестве места, где он как гражданин мог максимально ярко и наглядно высказаться на волнующую его политическую тему (наравне с речью на площади). — А не высказаться ему бы даже в голову не пришло. Просто потому что участие в политике для свободного грека было… ну не то что бы обязательным, но точно самым достойным, благородным и полезным способом организации досуга. — И то, насколько мгновенно театральная сцена стала такой вот площадкой для высказываний, наводит многих современных антиковедов на мысль, что театр как форма искусства был создан именно для поддержания новой и потому ещё очень хрупкой демократии, формы правления, где каждый гражданин напрямую, без посредников и представителей (вроде современных депутатов), путём голосования решал собственную судьбу и судьбу своего города.
Теперь хочу провести маленькую черту. — Конечно, до возникновения театра (каким мы его знаем) греки декламировали поэмы Гомера, а во время священных праздников смотрели на то, как их родная мифология «оживала» в пении и плясках. Но именно создавшие демократию афиняне добавили к религиозному действу профессиональных актёров и оформили всё это в полноценное длинное представление. И на этом представлении (которое по традиции организовывалось в честь бога Диониса) Софокл, Эсхил, Аристофан и другие авторы призывали зрителя посмотреть и подумать. — Через разыгрываемую трагедию они задавали сложные и неудобные для демократии политические и социальные вопросы и показывали, что будет, если принять неправильные решения (как правило — гибель героев); а через комедию — критиковали и высмеивали актуальные политические ситуации и современных себе политических акторов, сдерживая их неадекватные амбиции.
Кстати, думаю, все знают про хор. — В современных постановках такой элемент античного театра полностью вырезан за ненадобностью. — Но вообще эта кучка одинаково одетых и скрытых под масками людей была для грека главной частью спектакля. Хор представлял собой сценическое альтер эго автора, то, что мы бы сейчас назвали резонёром. То есть он пытался понять, что делают герои на сцене, и давал всему оценку. Такой ход лишал древнегреческую пьесу всякого рода недопониманий и предельно ясно отображал заложенную мысль. И занимательно, что ни одна известная нам античная трагедия не имеет четкой концовки, где автор вставал бы на чью-то сторону и предлагал конкретное решение. Это всегда многоточие и вопрос зрителю: «А что бы вы сделали на их месте?». — Вопросы были всегда актуальны здесь и сейчас (поэтому древнегреческие пьесы почти никогда не ставились дважды). А обычные люди, отпраздновав Дионисии и выбрав лучшую из показанных пьес, шли и принимали уже реальные решения.
В качестве сюжетов античные авторы, как правило, брали собственные мифы и легенды. Я приведу несколько вечно актуальных древнегреческих пьес.
1) В «Антигоне» Софокла дочь бывшего царя Антигона не слушается указа нового правителя и хоронит своего брата-мятежника, за что лишается жизни; а автор предлагает вам решить, что правильней: соблюдать бесчеловечные законы, спасая себя, или действовать по совести и погибнуть?
2) В «Аяксе» того же Софокла герои пытаются понять, достойно ли почтить память Аякса, одного из благороднейших и величайших героев Греции, запятнавшего себя под конец жизни подлыми убийствами?
3) В комедии «Лисистрата» Аристофана женщины, уставшие от битв и походов собственных мужей, объединяются и отказывают последним в исполнении супружеского долга.
4) В «Троянках» Еврипида ахейцы под лозунгом «сильный всегда прав» порабощают троянских женщин и убивают троянских детей, а Еврипид со сцены критикует афинян, которые за год до постановки «Троянок» точно так же поступили с жителями близлежащего острова Мелос.
5) В «Персах» Эсхила (одной из немногих античных пьес, поставленных по реальным событиям) персы узнают, что проиграли в Битве при Саламине и что их великая империя пала, потому что непомерные гордыня и амбиции лишили персидского царя рассудка и заставили перейти черту.
Кстати, в последней пьесе Эсхил тоже обращался к афинянам. Дело в том, что после победы в греко-персидских сражениях Афины набрали силу и влияние и решили пойти уже на соседние греческие полисы. Зрители его услышали. Вернее услышали то, что хотели, пошли против Спарты и потеряли всё, включая демократию.
Такие дела.