Обижаться на всё человечество - непродуктивно. Но есть гении, у которых были на это все основания.
Вот как оставаться невозмутимым олимпийцем, если самые популярные твои работы - те, что делались откровенно ради заработка? "Женщины-цветы". Растиражированные на миллионах конфетных коробок и обложек дамских романов, нередко даже без имени автора.
Эти работы знакомы всем, а каждый ли вспомнит имя художника?
Трудно выбрать из этой серии что-то самое-самое: красавиц несколько сотен. Да, конечно, узнаваемый стиль модерн, конец девятнадцатого века...
А это чешский художник Альфонс Мария Муха, который сам себя считал живописцем, прежде всего, историческим.
Сын судейского чиновника, он точно знал, что его стезя - искусство, но после школы попробовал себя в качестве актёра. Рисовал хорошо, но в Академию поступить не удалось. Кормила служба в суде, а живопись осваивал, по сути, самоучкой. Счастливая случайность - приглашение в графский замок в качестве оформителя - и появилась возможность учиться всерьёз.
Первые картины серии "Славянский эпос" принесли известность в кругах живописцев, но - ещё не настоящую популярность.
Весь цикл "Славянская эпопея" создавался восемнадцать лет - и это было то, что Альфонс Муха писал "для себя". За эти восемнадцать лет он пережил трудные времена: застрелился меценат-граф, и пришлось начинать сначала. Рисовать афиши, театральные декорации и эскизы ювелирных изделий: всё то, за что платили немедленно.
Сара Бернар была в восторге, выхлопотала для Мухи постоянную должность оформителя.
Именно благодаря "ювелирке" удалось заработать столько, чтобы поселиться в Париже (и стать постоянным художником ювелирного Дома Фуке), поездить по миру, поработать в Италии, побывать в Петербурге, в Москве... Несколько лет прожил с семьёй в Америке, но хотелось жить только на родине. Вернулся.
А законченная Славянская серия принесла заслуженную славу.
В 1918 году, когда художнику было 58 лет, он получил первый в своей жизни государственный заказ: разработать дизайн денег, герба, государственных бланков Республики Чехословакия. Но самая значительная его работа этого периода - грандиозный витраж для собора Святого Витта в Праге:
Витраж был закончен в 1931 году, когда популярность художника заметно пошла на спад: времена изменились.
Жить, наслаждаясь достигнутым, мешало сознание того, что надвигается что-то страшное.
Знал ли художник, что включён в список "врагов Третьего рейха"? Скрываться не счёл нужным... и был арестован в марте 1939 года. Ну и что, что ему семьдесят девять лет? Автор Славянской эпопеи опасен рейху по определению! Смерть в тюрьме от пневмонии, устроенные общественностью похороны...
На родине - помнят и чтят. Как гения и как патриота, не столько чешского, сколько общеславянского.
А для всего остального мира - автор конфетно-букетных красавиц!