Найти в Дзене
Строительный мир

В обмен на ресурсы: Китай готов построить железную дорогу до Магадана

Оглавление

Довести железную дороги вплоть до побережья Охотского моря мечтали еще при царе. Соответствующие предложения рассматривались и властями СССР. В современной России вопрос также неоднократно выходил на повестку дня. В частности, при строительстве Амуро-Якутской железнодорожной магистрали сообщалось, что в 2012-м линию от Нижнего Бестяху поведут дальше до Магадана. Но не случилось.

© ОАО "РЖД" (Фрагмент карты из Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, опубликованной в 2008 г.)
© ОАО "РЖД" (Фрагмент карты из Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, опубликованной в 2008 г.)

Да и АЯМ в эксплуатацию официально сдали лишь в 2019-м, после чего по ней начали курсировать пассажирские поезда; движение для грузовых составов было открыто в 2014-м. В том же году тогдашний глава Якутии Егор Борисов заявил, что к строительству «железки» в восточном направлении, до бухты Нагаева, приступят не раньше, чем через 5-10 лет. Правда, власти соседнего региона с ним тогда не согласились, подчеркнув, что рассчитывают начать работы в 2016 году. Но в итоге Минэкономразвития РФ забраковало инициативу, назвав ее слишком рискованной.

Строить за счет бюджета нереально

В начале текущего десятилетия интерес к проекту сохранялся на разных уровнях. И даже не прекращались исследования в этом направлении. Летом 2022-го стало известно, что специалистами в общей сложности прорабатывалось шесть различных вариантов трассировки. Но приоритет отдали маршруту через Оймякон и Тамтор.

© Андрей Перцев / CC BY-SA 4.0 (Красным – Транссиб, Зеленым – БАМ, Оранжевым – АЯМ)
© Андрей Перцев / CC BY-SA 4.0 (Красным – Транссиб, Зеленым – БАМ, Оранжевым – АЯМ)

В прошлом году обращалось внимание на возросшую актуальность данного проекта на фоне перестройки логистических цепочек. Однако слишком высокая цена вызвала волну скепсиса относительно возможности его осуществления. Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов в интервью изданию РБК признался, что построить стальную магистраль до Магадана за счет бюджетных средств нереально, и в число приоритетных, как и мост на Сахалин, проект не входит. Соответственно, и в документы стратегического планирования объект не включен. Однако при наличии необходимых инвестиций со стороны, по словам чиновника, задумка может быть реализована в формате государственно-частного партнерства.

Китай готов инвестировать

Примерно в то же время Китай в лице разных его представителей выразил заинтересованность в проекте. О готовности принять участие в масштабной стройке заявляли в госкомпании China Railway Construction Corporation Limited (CRCC). Говорил об этом и Генеральный секретарь Китайской ассоциации по развитию предприятий за рубежом Хэ Чжэньвэй. Одним из основных условий, выдвигаемым КНР, является доступ к природным ресурсам на территории Якутии.

© A. L. (loading) / CC BY-SA 4.0 (Ст. Нижний Бестях, 2016 г.)
© A. L. (loading) / CC BY-SA 4.0 (Ст. Нижний Бестях, 2016 г.)

Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов:

«Реализация проекта строительства железной дороги до Магадана обсуждается еще с 1940-хгодов, более детальная его проработка началась в 2021 году, когда укрепилась тенденция наращивания объемов импорта и экспорта между Россией и странами Азии. Однако необходимость проведения данного отрезка окончательно признали только в 2022-м, после переориентации отечественной экономики с Запада на Восток. Особенно важна реализация данного проекта в рамках развития «Северного морского пути», увеличить грузопоток которого до 200 млн тонн необходимо к 2030 году. Данная задача невыполнима без должного обеспечения подъездных железнодорожных путей к морским портам СМП. Еще одной причиной потребности России в данном маршруте является критичная нагрузка на БАМ и Транссиб. По прогнозам экспертов и грузоотправителей, даже после расширения данных магистралей их проходимости будет недостаточно. Таким образом, железная дорога от Якутска (Нижний Бестях) до Магадана станет альтернативным маршрутом к мощностям Магаданского морского торгового порта и выходу на азиатские порты для экспорта угля и других товаров при помощи контейнерных перевозок. Также не стоит забывать, что магистраль будет вести и к крупнейшим месторождениям золота и серебра, разработка которых пока не особо активна. Китай, в свою очередь, подтвердил готовность инвестировать в строительство железной дороги к Магадану, будучи заинтересованным не только в российском угле, но и в других природных ресурсах, например, древесине. При этом реализация проекта оценивается в 1,6 трлн рублей, а объемы ресурсных запасов — на сумму в 5,2 трлн рублей.
© Ixandrew / wikimapia / CC BY-SA 3.0 (АЯМ в районе ст. Олень)
© Ixandrew / wikimapia / CC BY-SA 3.0 (АЯМ в районе ст. Олень)

В начале 2023-го стало известно, что специалисты продолжают работать над технико-экономическим обоснованием проекта. А в марте российская делегация, в которую входили представители правительства Республики Саха (Якутия) и непосредственно АО «Железные дороги Якутии», посетили с официальным визитом КНР, где провели ряд переговоров, завершившихся подписанием меморандума о сотрудничестве по вопросам подготовки и реализации совместного проекта.

Новый международный транспортный коридор

Речь идет о создании международного транспортного коридора (МТК) на основе железнодорожной магистрали. Последняя должна пройти от приграничного китайского Мохэ через Джалинду и далее через Тынду в северо-восточном направлении до Магадана.

Таким образом, без учета сопутствующей инфраструктуры, если говорить о России, речь потенциально идет о строительстве совместного моста через Амур и стальной магистрали от Нижнего Бестяху до Охотского моря. Также потребуется капитальная реконструкция участка от госграницы (ст. Рейново) до ст. Сковородино. Эта ветка была построена еще в 1911-м.

© VidYasik / wikimapia / CC BY-SA 3.0 (Бывшая ст. Рейново недалеко от китайской границы)
© VidYasik / wikimapia / CC BY-SA 3.0 (Бывшая ст. Рейново недалеко от китайской границы)

На территории Китая нужно будет построить около 100 км для соединения с основной сетью железных дорог страны. Известно, что в прошлом году специалисты приступили к составлению предварительной документации относительно создания (а точнее восстановления) погранперехода Мохэ – Джалинда, который в 2008-м закрыли в связи с низким грузопотоком.

Что касается последних договоренностей России и Китая, то, как сообщается, ориентировочные сроки и более детальную трассировку стороны представят в ближайшем будущем. Некоторые наблюдатели полагают, что на реализацию столь крупного проекта уйдет около десяти лет. Появление нового МТК позволит существенно увеличить экспорт грузов в КНР, включая лес, уголь, железную руду и СПГ.

© Пресс-служба АО «Железные дороги Якутии» / rw-y.ru (Обсуждение проекта МТК во время встречи российской делегации с коллегами из КНР, март 2023 г.)
© Пресс-служба АО «Железные дороги Якутии» / rw-y.ru (Обсуждение проекта МТК во время встречи российской делегации с коллегами из КНР, март 2023 г.)

В свою очередь наличие железной дороги между Якутском (Нижний Бестях) и Магаданом поспособствует освоению новых месторождений полезных ископаемых, в которых крайне заинтересован и Пекин. Более того, «железка» улучшит снабжение ряда действующих, в том числе золотодобывающих предприятий Якутии и Магаданской области. Да и Колыма наконец получит надежную транспортную связь, что неизбежно наилучшим образом отразится на социально-экономическом развитии региона.