Найти тему
Точка Джокера

История одного путешествия. Большой Алтай (часть 27)

Оглавление

СТИХИЯ ВОЗДУХ.

Воздух – невидимая и неуловимая субстанция, окружающая нас всегда и везде. Самая загадочная и призрачная, ведь её даже потрогать нельзя, что уж там говорить о том, чтобы изучить и понять до конца. Кажется, именно в воздухе содержится тот информационный код, который считывается на подсознательном уровне и закладывает в тебя все необходимые знания о предмете, человеке, пространстве. Может быть воздушная стихия – это некий информационный банк, который тысячелетиями вбирает и накапливает всё, что происходит вокруг, словно в гигантском котле смешивая прошлое, настоящее и будущее – всё то, чем жили, дышали, о чём молились и во что верили…

В этой главе мне хочется рассказать о том, что составляет соль алтайской земли, то, что возникло до начала времён, росло и крепло вместе с этими местами, то, без чего Алтай не был бы Алтаем – о вере, культурном, историческом наследии, о чем-то, что выделяет любое место и его народ из многих-многих других. И возможно я вольно обращаюсь с понятиями стихий в классическом их понимании, но мне представляется, что именно эту историко-культурно-духовную смесь мы впускаем в себя при первом вдохе, который делаем на незнакомой земле. Попробуем же вдохнуть алтайский воздух и разобраться что за его особенный состав делает Алтай неповторимым.

ПЕТРОГЛИФЫ КАЛБАК-ТАШ.

Путешествие к истокам можно смело начать с удивительного места, которое, как многие здешние места, было обнаружено сравнительно недавно – в начале 20 века. Урочище Калбак-Таш (говорят, что правильным названием является Ялбак-Таш) находится на 723 км. Чуйского тракта. Расположено оно почти рядом с трассой, но долгое время оставалось в тени, так как старая дорога проходила выше и до древней писаницы просто никто не добирался – подумаешь, гора и гора. Первые зарисовки петроглифов были сделаны в 1912 г. местными художниками Д. Кузнецовым и уже известным нам Г. Чорос-Гуркиным.

Петроглифы Калбак-Таш. Сцена охоты. Фото Я. Бородина
Петроглифы Калбак-Таш. Сцена охоты. Фото Я. Бородина

Название «петроглифы» происходит от греческих слов «петрос» - камень и «глифо» - писать. Отсюда становится ясно, что речь идёт о наскальной живописи. Мест с наскальными рисунками на Алтае много, но Калбак-Таш является особенным, так как здесь собрано самое большое количество петроглифов – более 3 000 изученных изображений разного возраста – от неолита до древнетюркской эпохи, то есть некоторым художествам более 8 000 (!) лет. Интересно, что местные жители из разных веков заботливо оставляли свои рисунки на этих скалах, сделав из них своеобразную художественную мастерскую, словно заботясь о том, чтобы потомкам было удобнее изучать как развивались стили и художественные способности их далёких предков. Наскальные рисунки для учёных имеют особое значение, так как они являются частью природного материала (выбиты на камне), тем самым подтверждая, что были сделаны именно местным населением и являются отражением той культуры, которая здесь существовала. Если учесть, что древние жители этих мест занимались тем же, что и их нынешние потомки, то есть разводили и пасли скот, то вполне можно сделать вывод, что на протяжении многих веков в районе Калбак-Таш были пастбища и стоянки, где жили скотоводы. Пока скот нагуливал жирок, хозяева коротали время за наскальной живописью. 😊

Вероятно, это сарлык – одомашненный як – только у них характерные кисточки на хвостах. Фото Я. Бородина
Вероятно, это сарлык – одомашненный як – только у них характерные кисточки на хвостах. Фото Я. Бородина

По словам экскурсовода – колоритного серьезного алтайца – именно по стилю изображения учёные могут судить о времени нанесения рисунка. Сюжет, разумеется, в этом деле тоже важен – ведь по мере развития и расширения картины мира людей список животрепещущих для них тем, которые хотелось бы запечатлеть, тоже увеличивался.

Среди самых распространённых сюжетов – рисунки различных видов домашних животных, а также сцены охоты. На скалах Калбак-Таш можно найти изображения представителей чуть ли не всего животного мира Алтая: олени, волки, медведи, маралы и даже дикие коты. В бронзовом веке, а также в скифский период распространение получили изображения людей, жриц-богинь, шаманов, транспортных средств (колесницы, телеги), а также целые сюжеты из жизни человека – от рождения до смерти. Многие рисунки, по мнению учёных, представляют собой мифологические зарисовки – очень уж трудно понять, кого же на самом деле хотели изобразить на каменном полотне тогдашние «Цветики».

А это – уже совсем другая техника нанесения рисунка (волк нападает на оленя). Фото Я. Бородина
А это – уже совсем другая техника нанесения рисунка (волк нападает на оленя). Фото Я. Бородина

Панно на фотографии ниже является одной из главных достопримечательностей писаницы. На нём изображены 3 мира – Нижний и Верхний – миры Духов, и Средний мир – мир людей. На территории Среднего мира – всё те же сцены охоты и бытовой жизни, а вот в мирах Духов – свои сюжеты: так называемые процессы «перехода» - рождение и смерть.

Петроглифы Калбак-Таш. Три мира. Фото Я. Бородина
Петроглифы Калбак-Таш. Три мира. Фото Я. Бородина

Центральная фигура – человек в шлеме (воин(?)), с «дырой – телевизором» в груди, означающей, что душа покинула тело и была поглощена мифическим тёмным существом в виде странного зверя, нависающего сверху. В интернете даже есть схематичное изображение этого рисунка, чтобы можно было подробно всё рассмотреть.

Схематичное изображение петроглифа. Интернет
Схематичное изображение петроглифа. Интернет

На другом довольно большом горизонтальном камне, называемом «Жертвенник Умай – Матери Мира» был изображён весь процесс развития человека – от зачатия и рождения – до самой смерти. Здесь же – рисунки солнца и луны, как символ того, что всё в жизни человека подвержено циклам и конец одного неизменно означает начало другого – иными словами, круговорот и колесо Сансары.

К сожалению, когда мы гуляли на Калбак-Таш, внезапно начался сильный дождь и за считанные секунды камни с петроглифами превратились в мокрые глыбы, совершенно скрыв все рисунки. Поэтому делать фото жертвенника оказалось бессмысленным занятием.

А это – совсем не ракета, а танцующая женщина-шаманка в юбке.

Петроглифы Калбак-Таш. Шаманка. Фото Я. Бородина
Петроглифы Калбак-Таш. Шаманка. Фото Я. Бородина

На совсем мокром от дождя камне ещё удалось рассмотреть изображение дикого кота. Я считаю, это очень хороший рисунок, в чём-то даже креативный и даст фору любому современному шедевру.

Петроглифы Калбак-Таш. Дикий кот. Фото Я. Бородина
Петроглифы Калбак-Таш. Дикий кот. Фото Я. Бородина

Вот на этой фотографии изображены быки, у которых на теле – квадраты с точками – как версия – это своеобразный календарь. Есть здесь и карта неба, схема солнечной системы и многие другие «научные» зарисовки.

Петроглифы Калбак-Таш. Календарь. Фото Я. Бородина
Петроглифы Калбак-Таш. Календарь. Фото Я. Бородина

Очевидно, что Калбак-Таш - уникальное место, где можно пройтись по картинной галерее истории, полюбоваться на простые рисунки, показывающие, как на ладони, что вдохновляло древних живописцев этой земли. Маленький полёт на машине времени через века на свидание с культурой древних цивилизаций…

(продолжение следует).