Найти в Дзене

«Король говорит» – Моцарт и Бетховен лечат заикание

Продолжая тему работы над собой, поговорим сегодня о прекрасном фильме, который в русском прокате получил название «Король говорит», хотя вернее был бы дословный перевод – «Речь короля» (King’s speech) Картина, снятая Томом Хупером в 2010 году, собрала множество наград, в том числе и четырех «Оскаров». Успех во многом был определен блестящим актерским составом – Колин Ферт, Джеффри Раш и Хелена Бонэм Картер. Но все же главная «роль» здесь отдана самой драматургии и – да, вы угадали! – классической музыке. Сюжетная фабула Все линии сюжета, основанного на реальной истории короля Георга VI и избавления от проблемы заикания при помощи нестандартного подхода логопеда Лайонела Лога, ведут к заключительному выступлению – той самой речи короля. И путь этот подкреплен множеством совершенно замечательных моментов, работающих на эффект драматургического crescendo. Например, когда Лайонел Лог перед началом работы с принцем настаивает на том, чтобы обращаться друг к другу просто по имени в нарушен
Оглавление

Продолжая тему работы над собой, поговорим сегодня о прекрасном фильме, который в русском прокате получил название «Король говорит», хотя вернее был бы дословный перевод – «Речь короля» (King’s speech)

Георг VI, его жена, Елизавета Боуз-Лайон и доктор Лайонел Лог в финальной сцене фильма
Георг VI, его жена, Елизавета Боуз-Лайон и доктор Лайонел Лог в финальной сцене фильма

Картина, снятая Томом Хупером в 2010 году, собрала множество наград, в том числе и четырех «Оскаров». Успех во многом был определен блестящим актерским составом – Колин Ферт, Джеффри Раш и Хелена Бонэм Картер. Но все же главная «роль» здесь отдана самой драматургии и – да, вы угадали! – классической музыке.

Сюжетная фабула

Все линии сюжета, основанного на реальной истории короля Георга VI и избавления от проблемы заикания при помощи нестандартного подхода логопеда Лайонела Лога, ведут к заключительному выступлению – той самой речи короля. И путь этот подкреплен множеством совершенно замечательных моментов, работающих на эффект драматургического crescendo.

Например, когда Лайонел Лог перед началом работы с принцем настаивает на том, чтобы обращаться друг к другу просто по имени в нарушение всех правил официального протокола:

В финале картины, после всех сложностей пройденного пути, Лайонел первый раз произносит «Ваше величество». Такие мелочи можно подмечать практически бесконечно, пересматривая фильм. Он действительно хорошо продуман и выстроен, но особенно вдохновляет линия музыкальная, связанная с произведениями классики, которые были включены в оформление.

Шедевры Моцарта в фильме

Один из них слышим в сцене знакомства логопеда и пока еще принца Альберта. Лайонел предлагает прочесть монолог Гамлета «Быть или не быть» (оцените дополнительный смысл, который вносит литературный источник, - о, этот замечательный интертекст!) в наушниках со звучащей увертюрой к опере В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро». Легкая, искрящаяся, стремительная музыка – чудесный штрих, все изящество которого можно оценить, если знать некоторые детали.

Во-первых, моцартовский шедевр – не только одна из самых известных и любимых публикой опер, но и совершенно революционное сочинение для своего времени. Лежащую в ее основе пьесу Бомарше, например, запретили для постановки на парижской сцене из-за бунтарских образов слуг. Появление же оперы было одобрено только после того, как прозвучали уверения либреттиста в необходимых сокращениях.

Помимо революционности сюжетной, не менее дерзким было и музыкальное решение. Так, например, в этой опере, написанной на итальянском языке, а, следовательно, и вроде как ориентирующейся на итальянские образцы, вместо традиционной итальянской увертюры, включающей три раздела (быстро-медленно-быстро) Моцарт пишет стремительную и краткую оркестровую пьесу.

Эта неожиданность, дерзость и вместе с тем легкость – прекрасное дополнение к эксцентричной манере общения Лайонела и к оригинальности его профессионального подхода.

Есть между Моцартом и Логом в фильме даже некоторое портретное сходство!
Есть между Моцартом и Логом в фильме даже некоторое портретное сходство!

Музыка Моцарта, а именно первая часть его кларнетового концерта, сопровождает и процесс выполнения различных, часто смешных, упражнений. Именно эту музыку мы услышим и на финальных титрах.

Обратите внимание, как создатели фильма играют с различными формами взаимодействия визуального и звукового, изначально задавая внутрикадровую ситуацию с включением пластинки, затем показывая схожие сюжетные моменты в инструментальном сопровождении, а потом и просто оставляя музыку только лишь с бегущими строчками текста.

Итак, Моцарт сопутствует актерско-психологической практике изобретательного логопеда и является, фактически, его характеристикой. Что же с музыкальной характеристикой принца Альберта, становящегося правящим монархом?

Его величество Людвиг ван Бетховен

Композитор Георга VI – Бетховен, и появляется он в финальной речи короля. Успешное выступление знаменует не просто обретение уверенности, но, в первую очередь, – обретение самого себя, своего голоса, своего звучания. Этим звучанием становится гениальная вторая часть из Седьмой симфонии – одна из ярчайших страниц не только бетховенского, но и мирового симфонического наследия.

Яркость ее не во внешней эффектности, но в глубочайшем психологизме, в потрясающей энергии и силе мужественной, сдержанной и вместе с тем крайне проникновенной музыки.

И да, еще одна замечательная деталь и даже интрига.

У фильма, как у музыкального произведения, есть своя кода. И в этой коде – своя бетховенская тема – медленная часть из Пятого фортепианного концерта. Разумеется, мы уже понимаем, что бетховенская музыка – это обретенный голос Георга. Сам характер умиротворенной лирической музыки говорит о том внутреннем ощущении, которое приносит победа над собой. Это – не король перед народом, это – личность.

-3

Пятый концерт Бетховена обрел известность как концерт «Император». Не правда ли, в киноистории «Речи короля» получается во всех смыслах замечательная музыкальная точка?

P.S. Советуем смотреть этот фильм в оригинальной версии с русскими субтитрами, чтобы вы могли во всех деталях насладиться преображением речи Георга VI.

Приятного просмотра!