В прошлом году мы с нашим автором МЮ опубликовали проект "100 лучших песен зарубежного рока".
Разумеется, отличных рок-песен гораздо больше, чем сто, поэтому получив огромное количество недоуменных вопросов, касавшихся отсутствия в списке того или иного исполнителя и его произведений, мы решили сделать к основному списку дополнение. Причем в отличие от первоначальной концепции здесь мы не придерживаемся принципа "одна группа - одна песня". Напоминаю, что выбор групп и песен как в "сотню лучших", так и в дополнение к ней является сугубо личным и субъективным.
А первым номером программы сегодня у нас Артур Браун со своим Сумасшедшим Миром (Crazy World of Arthur Brown). и песней "Fire" (1968)
Ютуб-канал Орлин Вълчев
"Пламя", зажженное в 1968-ом Артуром Уилтоном Брауном из английского Йоркшира, оказалось самым ярким моментом его творческой биографии. Да, было в ней и весьма успешное "Царство божие" (пораньше на -цать лет, чем у Ленни Вульфа), и участие в сторонних проектах звезд рок-музыки, и собственная дискография числом более полутора десятков лонгплеев, но другого №1 в британских чартах и №2 в чартах Billboard у него так и не случилось.
Творческий дуэт Брауна и талантливого клавишника Винсента Крейна (Vincent Crane) создал музыку и визуальный "огненный" образ, ставший связующим звеном эксцентричной и гротескной манеры Скримин Джей Хокинса с театрализованным шок-роком Элиса Купера. Фактически "Fire" - это уверенный шаг от психоделических экспериментов к тому, что совсем скоро назовут хард-роком (и тяжелым металом). Забавно, но при этом Браун и Крейн обошлись без использования гитар. Ведущим инструментом был орган "Хаммонд", дополненный оркестровой секцией с участием духовых инструментов.
Стоит добавить, что текст песни поется с точки зрения самопровозглашенного "бога адского пламени", с громадным ликованием разрушающего все, что его жертвы создали за свою жизнь. Тоже вполне себе хеви-тематика.
Переносимся из 1968-го в 1984-й. Всего-то на чуть более, чем полтора десятка лет лет. Это даже не миллисекунда на часах истории. Но попадаем в совершенно другую музыкальную эпоху.
a-ha "Take On Me" (1984/85)
Ютуб-канал a-ha
Всемирно известный ново-волновый хит группы из Норвегии имеет три основных слагаемых успеха. Запоминающийся клавишный рифф, чарующий голос вокалиста Мортена Харкета (Morten Harket) и сделанный в оригинальной стилистике видео-клип.
Песня была задумана задолго до того, как её окончательный вариант вошел в "золотой фонд" рок-хитов. Изначально она имела другое название, другой текст, а видео к варианту 1984 года (уже под окончательным названием) года вышло каким-то очень обыкновенным
Ютуб-канал MagneticNorth71
В итоге трек был ещё раз перезаписан, в него добавили ряд инструментальных партий и сделали его более энергичным. А клип позвали снимать ирландского режиссера Стива Бэррона. К этому моменту он уже успел поработать со многими музыкантами, в том числе с рядом коллективов "новой волны", такими как Adam and the Ants, Heaven 17, The Human League, Orchestral Manoeuvres in the Dark. Среди прочих клиентов Бэррона стоит выделить Toto с хитами «Africa» и «Rosanna», а также Майкла Джексона со знаменитым номером «Billie Jean».
Использовав в видеоряде, созданную на основе комикса мультипликацию, и соединив её с игрой живых актеров, в числе которых был и вокалист a-ha, Бэррон вытащил счастливый лотерейный билет. Клип показывали в кинотеатрах перед сеансами, он попал в "горячую" ротацию на MTV. Песня активно крутилась на радиоволнах и таки стала №1 в США и ряде других стран, а в Великобритании достигла 2-го места, пропустив вперед лишь "The Power Of Love" Дженнифер Раш.
Естественно, что после такого успеха ирландец стал "штатным" режиссером норвежского трио. И видео на следующую песню a-ha, которую я хотел бы включить в число лучших рок-песен, тоже дело его рук.
Речь идет, как многие, наверное, догадались о "The Living Daylights" из одноименного фильма о Джеймсе Бонде, вышедшего на экраны в 1987 году -
Ютуб-канал Richard JDB
Музыка к "Бондиане" - отдельная тема. Но приглашение исполнить песню в очередной серии похождений агента 007 всегда было своеобразным знаком качества для музыкантов. Кого попало, только потому, что он получил свою минуту славы, в одну из известнейших кинофраншиз не брали. Поэтому можно смело констатировать, что успех первых двух лонгплеев, а также "Take On Me" и ряда других синглов трио, не был случайным стечением обстоятельств.
Автором "Искр из глаз" (воспользуемся переводом названия фильма, под которым он известен у нас в стране) был гитарист Пол Ваактаар (Paul Waaktaar). Но свой вклад внес и основной композитор саундтрека Джон Барри, хорошие отношения с которым у группы из города Осло не сложились. Тем не менее, Ваактаар в одном из интервью признал, что ему нравится струнная аранжировка, сделанная Барри."Именно после внесенных изменений песня начала для меня звучать как вещица из Бондианы", - сказал он.
Видео для клипа снималось внутри Albert R. Broccoli 007 Stage, громадного павильона, специально построенного для съемок фильмов о суперагенте. Стив Бэррон и здесь не обошелся без творческих находок и новинок "В клипе представлены различные сцены из фильма, проецируемые на группу во время их выступления на пустой сцене 007. Показаны как фрагменты самого фильма, так и кадры, вырезанные и вставленные в видеозапись выступления группы, что было новаторским, но дорогостоящим нововведением в то время" - Википедия.
В 1987-ом "The Living Daylights" вышла на сингле, попавшем в чарты двух десятков стран, а переработанная версия композиции была включена в третий студийный альбом группы "Stay on These Roads" (1988).
Любопытный факт. Продюсеры фильма выбирали песню из двух предложенных разными коллективами вариантов. Кого выбрали - все знают. А вот отвергнуты оказались Pet Shop Boys с песней "This Must Be the Place I Waited Years to Leave", позже вошедшей в альбом "Behaviour" (1990).
Ютуб-канал rgmu101
Steve Harley & Cockney Rebel "Sebastian" (1973)
Ютуб-канал ICKO HIT
Британский автор и исполнитель Стив Харли учился в музыкальной школе, выступал со своими песнями на улице, попробовал себя в роли музыкального журналиста, стал завсегдатаем клубов, где играли разные коллективы. Закономерным итогом такого хода событий стало создание группы Бирюлевский Гопник Лондонский Бунтарь. Первым синглом с дебютного диска Cockney Rebel "The Human Menagerie" (1973) стала написанная ещё в начале семидесятых вещица под названием "Sebastian". Для сингла семиминутную готическую балладу, созданную под влиянием целебных таблеток и волшебных порошков, изрядно подсократили. Специально для этого из СССР был приглашен худсовет, состоявший из набивших руку в этом грязном деле на советских ВИА членов Союза Композиторов. Ведь широко известно, что только в СССР музыкантов лишали свободы творчества и целенаправленно заставляли записывать коротенькие песенки😂
Поэтому настоятельно рекомендую слушать именно альбомный вариант "Себастиана". Он записывался группой вместе с оркестром и хором из более чем 50 человек. Оркестровые аранжировки сделал профессиональный композитор Эндрю Пауэлл. Это был его дебют в качестве аранжировщика рок-композиций. И дебют удался. Если бы это было не так, то вряд ли Пауэлл работал бы позже с такими звездами рок-сцены как Лео Сэйер, Клифф Ричард, Эл Стюарт, Дэвид Гилмор, Крис Ри, Алан Парсонс, Ambrosia и The Hollies..
В английские и американские чарты "Sebastian" не попал. Зато стал хитом в континентальной Европе. В Бельгии, Нидерландах и Западной Германии. Однако со временем песня завоевала сердца слушателей и музыкальных критиков по всему миру. Первые выбрали её как самую любимую в опросе 2021 года на официальной фан-странице группы в FaceBook. А из уст вторых зазвучали сравнения с ранними творениями Genesis и даже с Bohemian Rhapsody. Песня постоянно включалась в сет-листы живых выступлений группы, обычно как предпоследняя перед.... "Make Me Smile (Come Up And See Me)".
Steve Harley & Cockney Rebel "Make Me Smile" (1975)
Ютуб-канал Chrysalis Records
"Заставь меня улыбнуться" стала ответом на расставание Стива с первоначальным составом группы Cockney Rebel. Что именно не поделили лидер и группа, я обсуждать, как и обычно, не хочу. А вот музыкальный итог произошедшего вышел весьма удачным. Стоит сказать, что к успеху "Make Me Smile" приложил руку никто иной как Алан Парсонс Изначально песня была написана как медленный блюз, но Парсонс, выступавший продюсером третьего альбома Харли и Бунтарей предложил ускорить ее исполнение. "В таком виде она больше понравится девушкам", - обосновал он своё предложение.
В итоге "Make Me Smile (Come Up And See Me)" стала самым продаваемым синглом Cockney Rebel, разошедшимся тиражом более миллиона копий по всему миру. Это также был единственный хит группы, ставший номером один в их родной стране. И единственная запись группы, попавшая в Billboard Hot 100.
Существует множество кавер-версий песни. Харли выделяет её исполнение британскими инди/альтернативщиками The Wedding Present. Он считает, что жители Лидса как никто другой поняли смысл, заложенный в тексте.
Ютуб-канал TopOfThePopsFan
Стиву, конечно, виднее. Но мне больше по душе кавер от Erasure, сделанный в их фирменном ключе. Живо, весело и ехидненько.
Ютуб-канал erasureinfo
Автор заметки - БиС.
Предыдущие статьи по теме:
Итоги голосования: В предыдущей заметке, где рассказывалось о группе Yes, читателям было предложено выбрать самую лучшую песню столпов симфо-прога. Итоги лично для меня оказались весьма неожиданны и забавны. С большим отрывом победила самая "попсовая" из предложенных композиций. "Owner of a Lonely Heart" набрала - 29.2%. А второе место занял ответ "Терпеть не могу Yes. В топку!" - 22.9%. Почитаешь комментарии к статьям, так в нашей стране сплошь любители сложной и навороченной музыки. А как тайное голосование, так выбрана поп-песня, а каждый пятый Yes в топку норовит отправить. Так и живем.
Другие результаты. Roundabout - 18.8%; Wonderous Stories - 14.6%; Into the Lens - 6.3%; Другой вариант (назывались The Gates Of Delirium, Machine Messiah) - 6.3%; Don't Kill the Whale - 2.1%.
Новое голосование: