НАЧАЛО
Морфологические и семантические свойства
Начало – существительное, средний род.
1. Первый момент или первые моменты какого-нибудь действия, явления.
2. Исходный пункт, исходная точка.
3. Первоисточник, основа, основная причина.
4. Основные положения, принципы (какой-нибудь науки, учения – мн. ч.).
5. Способы, методы осуществления чего-нибудь (мн. ч.).
Примеры использования
Первый пример использования данного слова, который бы хотелось привести в данной работе, стих из 110-го псалма: «Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим и: хвала его пребывает в век века (Пс. 110:10). См. синодальный перевод данного стиха: «Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек».
Здесь все достаточно просто и понятно – мудрость начинается со страха Господня, поскольку у человека, который исполняет Христовы заповеди верный разум. Следует понимать, что под страхом здесь имеется в виду не страх быть наказанным Богом, а страх обидеть Бога как любящего Отца своим дурным поведением. Мы не должны видеть в Боге грозного Судью, Который только ищет повода, чтобы покарать нас, мы должны видеть любящего Отца, который ищет повод спасти нас и именно из любви к своему небесному Отцу мы должны совершать добрые дела и жить по заповедям.
Именно с этого страха начинается становление человека на путь исполнения Божиих заповедей, а жизнь по закону Господню исправляет человеческий разум, что впоследствии и приводит к мудрости.
Поэтому здесь начало следует понимать, как первый шаг человека к цели.
Еще одним примером может послужить отрывок из Евангелия от Иоанна, где повествуется о чуде претворения воды в вино в Кане Галилейской: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2:11). Это синодальном перевод. Для сравнения приведем церковнославянский текст данного стиха: «Се сотвори начаток знамением Иисус в кане галилейстей и яви славу свою: и вероваша в него ученицы его».
Здесь налицо один из синонимов слова начало – начаток. Собственно, здесь значение слова аналогично первому примеру – «действие в определенной последовательности». В данному случае это первое чудо, которое было сотворено Христом и за которым последовали остальные, то есть описанное событие положило начало остальным чудесам, сотворенным Иисусом Христом.
НУЖДА
Морфологические и семантические свойства
Нужда – существительное, женский род.
1) Состояние, при котором испытывается острый недостаток в средствах к существованию; нищета, бедность.
2) Потребность, необходимость, надобность в чем-либо.
Примеры использования
Первый пример, который бы хотелось привести, – отрывок из книги Притчей: «И придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч. 6:11).
Церковнославянский текст таков: «Потомъ же найдет тебе аки зол путник убожество: скудость же аки благий течец» (Притч. 6:11). Смысл данных слов достаточно сложно понять, если не знать предыдущий стих: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь» (Притч. 6:10). Для сравнения на церковнославянском данный отрывок будет выглядеть так: «Мало убо спиши, мало же седиши, мало же дремлеши, мало же объемлеши перси рукама» (Притч. 6:10).
А значит, под нуждой здесь следует понимать именно состояние, при котором испытывается недостаток в средствах к существованию, то есть в пище и т.д. И, разумеется. этот отрывок призывает нас не лениться, не терять время впустую и не бездельничать, ибо праздное провождение времени не приведет ни к чему иному, как к бедности, острому недостатку в средствах к существованию.
Еще одним примером, который иллюстрирует уже другое значение слова нужда, может послужить отрывок из послания апостола Павла к фессалоникийцам: «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга» (1 Фес. 4:9) – синодальный перевод данного отрывка, теперь же приведем и церковнославянский текст: «О братолюбии же, не требуете, да пишется к вам, сами бо вы Богом учени есте, еже любити друг друга» (1 Фес. 4:9). Здесь речь идет о нужде как потребности, необходимости, надобности в чем-либо, а вернее, в ее отсутствии.
То есть апостол Павел говорит о том, что в фессалоникийской общине присутствует любовь между ее членами. Она была во многом примером для остальных сообществ, которые были основаны апостолом Павлом.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение
Текст подготовил Сергей Кузянов.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»