Цензура в СССР трудилась на славу. И внимательно следила за всеми выходящими на экран лентами, откуда старалась вырезать все то, что считала лишним или же опасным.
Не особо любили наши цензоры, например, так называемое "глумление над историческими личностями". По сей причине из "Ивана Васильевича..." пропала целая сцена с царем, жарящим котлеты на кухне у инженера Тимофеева.
Не любили в нашем Госкино и сцен сравнения главных героев с известными персонами. Особенно недавнего прошлого. Оттого в "Кавказской пленнице" пропал целый эпизод с товарищем Сааховым по-сталински заложившим руки за китель. Однако кое-какие тонкие намеки все ж остались, как видим.
Говорят, что сам Брежнев потребовал удалить сцену со смертью героя Георгия Жженова в фильме "Экипаж". Тот должен был скончаться во сне, увидеть в грезах своих фронтовых друзей... Но глубоко пожилой Генсек решительно запротестовал:
- Это что намек, что старики-фронтовики уже зажились и помирать давно нам пора?
Иногда страдали сцены с участием актеров, выехавших на Запад. Как например, в 1984-м году пропала сцена с участием эмигрировавшего Савелия Крамарова "в Мимино". Извини генацвале, лет через пять помогу... Правда, сцену потом вернули. А остальные комедии с Крамаровым вообще не тронули. Иначе б наше кино махом потеряло б половину своих лучших сцен.
Крайне отрицательно относились цензоры к упоминанию или использованию в фильмах слов, музыки, книг, неблагонадежных отечественных деятелей искусства. По этой причине из "Афони" вырезан был эпизод, где на танцах играла опальная тогда группа "Машина времени".
И да, политические намеки у нас тоже не любили. Если те не ко двору были. В итоге из фильма "Офицеры" на несколько десятилетий исчезла культовая сцена, в которой главные герои воевали в Китае против японцев. Ибо государственные отношения с Поднебесной не очень ладились в ту пору.
Жутко не любили наши цензоры и всяческую непристойность, хулиганщину. По сей причине к примеру, из "Кавказской пленницы" вырезана была начальная сцена, где Трус-Балбес-Бывалый пишут на забору Х... У... дожественный фильм. Сцену эту восстановили по воспоминаниям актеров ленты уже в 2000-е годы.
Иногда советские цензоры всерьез опасались, что примеру киноактеров последует en masse простой народ. И опасные сцены напрочь вырезали. По сей причине из фильма "Старики-разбойники" пропадала сцена, где автомобиль "Волга" скатывается по ступенькам в подземный переход, а затем на пешеходный мостик выезжает. А то мол, завтра все так примутся гонять!
По этой же причине значительно сокращена была знаменитейшая сцена ареста Промокашки в "Месте встречи изменить нельзя". Где импровизировавший Иван Бортник так разошелся, что плюнул в лицо Высоцкому-Жеглову. Сцену потребовали убрать: чтоб у нас назавтра в каждом дворе по плюющемуся в милиционеров Промокашке не сидело...
Из "Мимино" убрали сцену, где главный герой выпрыгивал из самолета, и тут же оказывался в родной грузинской деревеньке Омало. В Госктино посчитали: после такой сцены наши люди начнут массово с самолетов прыгать...
Кстати, "Мимино" в СССР успел пострадать еще раз - в разгар горбачевской антиалкогольной кампании оттуда вырезалась сцена с обильными возлияниями главных героев в ресторане гостиницы "Россия".
Немало сцен с выпивкой главгероев на время вырезали в том же конце 1980-х - например, пострадали "Покровские ворота", даже "Любовь и голуби".
Крайне непросто было отечественным режиссерам продавить любые постельные сцены. К примеру, из того "Место встречи изменить нельзя" сгинул эпизод с Шараповым и Варей Синичкиным в кровати. Хотя все там донельзя невинно по современным меркам было: два тела в одеяле, целовашки в плечо.
Значительно сокращена была и культовая постельная сцена и из вышеупомянутого "Экипажа".
Такая же участь постигла и постельную сцену из "Москвы слезам не верит", где главные герои, обнявшись, лежат на диване. Изначально этот эпизод куда пикантнее был.
Не жаловали цензоры кино и обнаженку в целом, понятное дело. Из-за чего в том же "Белом солнце пустыни" исчезла сцена в которой жены Абдуллы, скинув одежду, спасались от пожара. Вырезаны были и голые ноги любезной Катерины Матвевны, переходившей ручей с приподнятой юбкой.
Пробивать подобные откровенные сцены ценою немалых усилий удавалось лишь настоящим зубрам отечественного кино. Как например, Леониду Гайдаю, таким образом тонко троллившим всю нашу цензуру. Ибо хитрый режиссер растелешенную даму умудрялся "пропихнуть" чуть ли не в каждую свою мало-мальски значимую ленту.