Начало путешествия по Боливии здесь https://dzen.ru/a/ZA6tH31eXFMwWhwv?share_to=link.
Вечер 5 августа застает нас на острове кактусов – Isla Incahuasi.
Последние солнечные лучи касаются острова.
Переговорив с персоналом парка, объезжаем остров слева и останавливаемся на ночлег.
Стук в стекло. Ночной гость приносит миску каши из кинуа (индейская злаковая культура, по своей ценности приравнивается к грудному молоку. Эта информация, почерпнутая из интернета, в последней части - явно рекламный трюк), говорит, что блюда с кинуа – в основе еды простых боливийцев.
Впервые слышим это слово, впервые пробуем кинуа. Маленькие золотистые колечки хрустят на зубах. Вкусно, однако.
6 августа. Едва наступает утро, как звуки множества моторов, а затем человеческое многоголосие заполняют пространство тишины.
Толпы туристов расползаются по острову, затем усаживаются за столики и завтракают.
Вновь усаживаются в джипы и разъезжаются.
И снова белое безмолвие окружает остров.
Обходим Isla Incahuasi вокруг.
Одеваю комбинезон, подлезаю под машину и осматривает ходовку, подвергнутую жестокому испытанию на прочность.
Ходовая в норме, но бампер открутился!
Два байкера и собака в будке на колесе путешествуют по Южной Америке.
Один – из Уругвая, другой – из Венесуэлы.
Интересует обстановка в Венесуэле, она вписана в маршрут.
Новость из уст байкеров не радует. Венесуэла и Колумбия закрыли общую границу.
Попасть в страну можно только из Бразилии. Бразилию проехали. Остается надежда, что к нашему приезду, правительство двух стран найдет общий язык.
Продолжение разговора с ночным гостем.
Он индеец – кечуа и у него знакомое всем русским имя – Ипполит.
Работает две недели на острове, затем возвращается в Сукре. Сегодня собирается домой.
Обещаем подвезти его до города. Договоренность встретиться в г. Uyuni (Уюни) у монумента ралли Дакар в 18-00.
Боливийцы гордятся, что часть этапов легендарного ралли проходит по территории их страны. Логотип Дакара повсюду.
По абсолютно ровной поверхности можно лететь за 100 и за 200 км\час, полиции нет, но есть промоины, заполненные прозрачно - голубым соляным раствором. Солончак восхищает красотой и безжизненностью.
На флагштоках рядом с соляной харчевней ветер развевает флаги многих стран, кроме России.
Радует огромное полотнище флага КНР, впрочем, и туристам из Китая приятно сфотографироваться на фоне родного красного знамени.
Уюни.
В первую очередь отмыть Сафарь от соли, сколько бы это ни стоило. Во вторую – заправиться топливом. Стоимость топлива для иностранцев выше в 2 раза. Первая и последняя заправка по этой цене.
Приятная встреча из «Сделано в СССР».
Отмыв и заправив Сафарь, прогулка по Уюни.
Оформленный школьниками города красочный стенд объясняет, почему на всех зданиях и машинах трехцветный флаг Боливии – сегодня праздник - День независимости Боливии.
В назначенное время Ипполита нет. Нет и через час. Продавец магазина электроники звонит на оставленный номер - будет через час.
Множество ресторанов, кафе, гостиниц и хостелов. Город – Мекка для мечтающих увидеть Solar de Uyuni со стороны Боливии.
Ипполит появляется с яркими мешками. Запихнув их в салон, перекусываем пиццой, сидя на бордюре.
Впереди долгая ночная дорога к Сукре. Пока Сафарь везет к месту назначения, ведем ночной дорожный разговор.
Около трех часов ночи у дома Ипполита. Спать.
Завтра встреча в Tarabuco (Тарабуко) – небольшом городке, центре культуры индейцев – ямпара. Главная достопримечательность городка - воскресный рынок, где продаются изделия индейского народного творчества.
В Tарабуко имеется магазинчик, принадлежащий Ипполиту. В нем работает сын Ипполита.
Выспавшись, закрепляем на багажнике деревянную лестницу (надо завезти в Тарабуко) и выезжаем из города. 65 км пути.
Доставив лестницу, прогуливаемся по яркому индейскому рынку среди местного населения, одетого в национальные одежды не на показ, а в том, к чему привыкли и в чем удобно.
Заходят на продовольственный рынок, присаживаемся на лавку в харчевенке, где на нас смотрят с любопытством.
Заказываем суп. Отваливают такие порции, после которых еле выползаем из – за стола.
Как работают, так и едят.
Тяжелый физический труд требует восстановления сил. Миски глубокие, суп вкусный и сытный (и не дорогой). Как раз то, что требуется в дороге. С этого дня боливийская кухня простых людей входит в рацион.
Побродив среди торговых рядов, попробовав из разных кастрюль и взяв с собой в дорогу все, что пробовалось, выходим на центральную площадь к памятнику кровожадному индейцу в чепчике, поедающему сердце испанского солдата, тело которого лежит у его ног.
Монумент не для слабонервных и отображает реальные события, которые произошли в 1816 году, когда индейцы одержали победу в кровопролитном бою с испанскими войсками и у побежденных вырывали сердца и съедали, демонстрируя свой гнев, месть и свободу.
Здесь же прохаживаются их потомки – индейцы в таких же чепчиках.
Они окружили некоего гражданина втуляющего чудодейственное лекарство от всех болезней. Пузырек за недорого.
Многие ходят в сандалиях, сделанных из автомобильных покрышек – такой обувке сносу нет.
У лавки Ипполита первая встреча с отчаянной девушкой по имени Ишбиль, так звучит ее имя по – шотландски, путешествующей в одиночку на велосипеде.
В ней перемешаны шотландская и иранская кровь родителей и она отстаивает право иранских женщин кататься на великах (!).
Ипполит помог ей на солончаке, предоставив ночлег в холодную уюньскую ночь.
Торговые ряды пустеют.
Узкими улочками выезжаем из Тарабуко на Сукре.
В дороге краткие остановки, запечатлеть пейзажи. На обочинах много полиэтиленовых пузырьков емкостью 50 – 100 мл. На синей этикетке надпись «Alcogol Guabira» на фоне производственных корпусов с дымящимися трубами.
Вроде как для хозяйственных нужд, принимаемый во внутрь.
-Почему так много, -спрашиваю у местного жителя.
-По ночам холодно, -отвечает житель, -люди таким образом согреваются.
Совсем, как в России, где холодно не только по ночам, но и днем, и в летнюю жару, когда очень хочется выпить, а денег на бутылку не хватает, одна надежда на недорогой пузырек в аптеке или алкоголесодержащее чистящее средство, вот также валяются подобные пузырьки...
Со слов Ипполита, в стране много пьющего населения, их называют «борачо», поразительная схожесть с Россией.
Вновь под навесом у дома боливийского друга.
Ночью с Ипполитом и его братом отправляемся на операцию по дозаправке Сафаря.
Оставляем машину метров за двести до АЗС. Идем к колонке с канистрами, покупаем солярку. Полные канистры тащим к машине, сливаем в бак и вновь к АЗС. Успешно завершив операцию, по доброму обычаю на сэкономленные средства закупается боливийское пиво и вино.
Пиво показалось хорошим, а вкус вина не был понят, так как оно шло вслед за пивом.
Боливийские друзья предпочитали к пиву листья коки, но перенять эту традицию так и не смог в виду давней привязанности к вяленой рыбке.
Естественно, не хватило. Младший брат отправился за добавкой. В ту ночь понял, что ничто так не сближает народы, как пиво.
Утро было тяжелым.
Голоса вокруг: « Trabajar, trabajar - работать, работать…» означали, что в Сукре начинается трудовая неделя.
Поправляю здоровье в уличной харчевенке крутым яйцом в запеченном картофельном пюре и выдвигаемся в центр города, названного по имени Антонио Франсиско де Сукре – одного из лидеров войны за независимость от испанской короны в 1810 – 1826 годах, соратника Симона Боливара и второго президента Боливии.
Ранее город именовался «серебряным» - La Plata. В колониальные времена владельцы серебряных шахт в Потоси, предпочитали жить в этом городе, благодаря мягкому климату. Затем город имел название Чукисака, пока не получил настоящее имя.
Из уроков географии помню, что столицей Боливии является Ла – Пас.
В действительности по Конституции Боливии столица государства - Сукре, хотя высшая законодательная и исполнительная власть находится в Ла – Пасе.
Лишь Верховный Суд остается в Белом городе, как его еще называют из – за цвета колониальных зданий центра. В 1825 году здесь была подписана декларация о независимости Боливии.
Центром города является площадь 25 мая (дата восстания произошедшего здесь в 1809 году, послужившего толчком к началу борьбы за независимость во всей Латинской Америке).
Еще город известен своим университетом. Основанный в 1624 году по приказу испанского короля Филиппа IX при поддержке папы Римского он носит имя Святого Франциска Ксавьера.
Университет является вторым старейшим вузом американского континента. (Первым – университет Святого Маркоса в Лиме, Перу, основанный в 1551 году).
В его стенах получали образование президенты Боливии, Аргентины, Парагвая и Чили. Аудитории наполнены и сейчас, возможно, будущими президентами.
Продолжение следует.