Найти в Дзене
Трещинки желтого дома

Уникальный случай в психиатрии. Из кататонического ступора Антона могли вывести стихи.

Теперь я буду рассказывать только уникальные истории из психиатрической практики. Пускать потоком клинические случаи - это все равно, что читать учебник психиатрии: симптомы похожи, скучны, утомительны. А потому - только самое необычное.

История 19-летнего Антона (имя изменено) совершенно уникальна. Мне доводилось встречать в приемном покое больных с кататоническим ступором, когда мышцы сковываются до состояния камня, и никакими физическими усилиями человека разжать и освободить из собственных "оков" не удается. Только с помощью сильных нейролептиков и курса лечения в стационаре. Но сам ступор может наступить по разным причинам. И это не обязательно проявление шизофрении. По моему мнению, например, знаменитое чудо Зоиного стояния (когда девушка, захотевшая по пьянке станцевать с иконой Николая Чудотворца вдруг застыла и никакими силами ее не удавалось расшевелить) имеет основу кататонического ступора. Возможно, Зоя была склона к каким-то нервным расстройствам, а спусковым механизмом стало глумление над святыней. Такое случается.

Антон с детства страдал аутизмом. Был необычным ребенком. Жил в своем мирке. Столкновение с чем-то "новым" и неожиданным могло спровоцировать приступ кататонического ступора. Ребенок сжимался, застывал в том положении, в каком был застигнут испугом или изумлением, если он в это время заносил ногу, то мог рухнуть и лежать камнем.

Когда была жива бабушка Антона, она садилась с ним рядышком и читала сказки Пушкина. Кусочек из "царя Салтана", а именно место: "Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: «Матушка моя родная! Ты, княгиня молодая! Посмотрите вы туда: Едет батюшка сюда", - действовал на Антона волшебным образом. Он просыпался, стряхивал с себя остатки ступора, оживал, но при этом совершенно ничего не помнил.

В больницу Антона привезли с автобусной остановки. Как он там оказался без сопровождения матери неизвестно. Что-то испугало его, и он "окаменел" прямо на лавочке. Благо, люди вызвали скорую, и Антона привезли к нам. Вскоре приехала испуганная мать.

Ее встретил дежурный врач, объяснил тяжелое состояние Антона, спросил, каким образом они справлялись с приступами дома. Тогда мама вспомнила про бабушкину сказку, рассказала врачу. Антона спустили в темное помещение звукоизоляционных подвалов, где сеансы гипноза проводил наш профессор, допустили мать. Она стала читать ему сказку Пушкина. Когда дошли до места про князя Гвидона, Антон открыл глаза и "возопил": "Матушка моя родная!". И это не чудо. Научный факт.