Найти тему
Скриптдоктор

Фильм "Праведник" - причины провала с профессиональной точки зрения

Скажу честно, я устал от фильмов, которые фальшивые и (к счастью) слабые. Это узкоспециальный разбор. Кому интересно, прочтите до конца.

Кино - это синтетическое искусство. Разбираю профессиональные нюансы ниже. Но основа, стержень, вокруг которого крутится остальное - это идея, идеология. Здесь она провальна.

Судите сами: перед нами непонятный мир, непонятная земля, без показа русских людей. Вообще, человек, посмотревший кино - наверняка сделает вывод, что была когда-то какая-то война между немцами, любящими детей и цитирующими Пушкина, и между евреями. И что немцы разве если и пришли на нашу землю - то исключительно поубивать евреев.

Извините, я как человек образованный, знающий документы (кто не понимает - почитайте книгу А. Дюкова "За что сражались советские люди") - я совершенно точно знаю, что на нашей земле конкретно происходил ГЕНОЦИД советского народа. Именно советского, именно народа. Об этом нам в школе не рассказывали. А тут очередная заказуха, как кто-то спас евреев. Ничего против евреев не имею. но имею против бессовестности заказчиков. Режиссер - вы как на это пошли? Вам не стыдно? Даже в рамках этой заказухи проходной можно было раскрыть (формально - фоном) суть происходящего, через детали. Нет.

Посмотрите, все добрые дела в фильме делаются исключительно как ОДОЛЖЕНИЕ! Одолжение совершает красноармеец, который за орден хотел помочь, а потом от приказа. Одолжение делает парень, который даже талисман зажал, пусть даже из-за этого погибнет человек. Одолжение делает спекулянт-обменщик, который хочет нажиться на сахаре. Одолжение делает парень (который вырос) - ему не комильфо рассказывать про красноармейца - подумаешь, спас жизнь всего лишь. И даже едет в США - чтоб себе-любимому иметь покой и выгоду, талисманчик-то вернуть.


Единственный, кто доброе дело делает в фильме - это женщина еврейка, спасая детей. И то оказывается педофилкой и делает из корыстных побуждений.

Как же вам такое снимать не надоело?

Теперь в деталях профессиональные нюансы:

1. Начну с самого слабого - режиссуры:

- с самого первого кадра, где сообщается о трагедии, включается музыка легковесная. Это про ЧТО, извините? Как насмешка выглядит. Когда грамотные режиссеры ставят лиричную щемящую музыку в момент трагедии - это работает так, что тот, кто смотрит на героя упавшего морально - как бы растождествляется и у зрителя включается совесть. Тут этого нет. Наверно, просто у Урсулюка привычка сериальная - ставить тему, смысл которой можно описать словами "так бывает". Ну, так бывает, ребят. - это ужасно. С первой склейки стал виден "уровень" фильма.

- страх и подлость показаны, как возвышенное чувство, Карл! я даже слов не имею, надо ли это комментировать. Не в тот момент включается музыка и даже не та. Женщина, предающая других - сразу показывается жертвой обстоятельств. Вы на чьей стороне, автор? Понятно, что надо раскрывать всех и с разных сторон. Но ошибка та же (и та же невнятность и даже идейный яд), всё то же, что было в "Ликвидации". где включались лирические мелодии про таких человечных воров и убийц. Ужас, в общем. В той ли стране вы живете, уважаемый автор? Это именно режиссура.

- беседа в домике с начальником красноармейца - сценарий хороший (всё прописано), режиссура никуда: нет перехода состояний начальника от негатива к пониманию главного героя. Поэтому не работает момент узнавания, что герой привел евреев.

- момент свадьбы просто ужасен. Это ведь для героя НЕ поступок, не о любви всепобеждающей здесь речь (как в великих произведениях), а наборот - всепобеждающая формальность обряда, да еще показано под сериальную музыку.

- внезапная пафосная не к месту ТРАГИЧЕСКАЯ музыка после сцены свадьбы (демонстрация кинохроники) НЕ работает на осмысление происходящего (как было в Сибириаде), НЕ вписывает героев в контекст "реальности" - смотрится как вставной номерэто точно не студент монтировал?

- совершенно нет пространства русской равнины, нет людей, населяющих землю Русскую. Есть евреи и выгодный им сиюминутно русский.

- расстрел еврейки-немки - не осмыслен режиссером драматургически, он просто не понял, о чем здесь написано, возможно. Ведь какой простор - показать (хотя бы мгновенной реакцией сомнения) конфликт в душе солдата верхмахта, дать эту трагедию крупно и в одной сцене. Нет, просто поднимает ружье и стреляет. Потому что так в сценарии написано, а режиссер - он наверно просто "постановщик" или покурить отошел.

- ужасный фарс в момент перехода через мост:не соответствующая ситуации музыка. Зритель не это чувствует в моменте. Эстрадная барабанная музыка - будто режиссер сомневается, что эта сцена сильная и выкручивает регулятор громкости на полную. Это китч. Уважаемый режиссер. Вы такой хороший сняли "Тихий Дон". И что вы тут вытворяете...

В итоге - сериал. Посмотрите, на разделах по 40 минут (тогда 4 серии), либо по 50 минут (3 серии) четко завершающие линии. Это должен был быть сериал - по невнятности своей, слабому темпо-ритму, по отсутствию драматургии и понимания специфики полнометражного кино. Расхолаживают авторов сериалы...

Хочется похвалить только момент, когда когда красноармеец оглядывается и видит идущих за ним по лесу евреев - очень выразительно и снято, и звук гениален.
Работа с актерами прекрасная, тут без вопросов.

2. Теперь о сценаристе.

Этот сценарий нуждался еще в трех стадиях правок. Он не готов для постановки объективно.

Автор, о чем ты написал? Что есть пожилой человек, и мы должны переживать, дадут ли премию другому человеку? (о котором зритель пока ничего не знает). Серьезно? А иначе что? Вот и вся "интрига" и "сила" драматургии. А в конце под жалобливую музыку он увидит двоюродную внучку. А чего раньше не искал? А зачем)

Автор, смотри, что ты сделал.

- русские хуже диких зверей (еврейка, которая даже в деревню не пошла спастись, решила пусть ее загрызут дикие звери). Вы что там курите вообще? Кто заказчик? А, Златопольский, Михалков... ну ясно.

- женщина-педофил. Вообще, "хорошее кино", я смотрю- совершенно нет пространства русской равнины, нет людей, населяющих землю Русскую. Есть евреи и выгодный им сиюминутно русский.

- интрига вокруг обрезания, погружения причинного места в муравейник - вы серьезно?

- идет немец, хочет сделать из Белоруссии землю, свободную от евреев (будто не было геноцида советского народа)

- добрый эсесовец спасает девочку, немцы ведь хорошие

- выстреливший в доме - русский ПРЕДАТЕЛЬ (кто ж еще может стрелять по русским, не немец же!)

- мотив главного героя - спасти ради ВЫГОДЫ. не от сострадания!

вообще, эти русские - они... такие хорошие, когда выгодные. Спасают, понимаешь, евреям жизненное пространство дают, умирают. В контексте сегодняшних событий - премьера и заказ понятны...

- у парня дилемма - или сохранить сестру (подставив отряд), или потерять сестру (сохранив отряд). Это тема товарищества - НИКАК не заявленная и потому не развившаяся в душе парня. Поэтому он формально в "острой" ситуации, но банально ничего здесь для зрителя НЕ решается - потому что жалко и тех, и других.

- в целом в сериале 2 линии: человек из пункта А идет в пункт Б, и человек В не хочет почтить память своего спасителя (неблагодарный). В хороших драмах это только повод для показа человеческих живых перипетий, чувств. Здесь никто ни на что не решается по сути - из главных персонажей. Добро показано как одолжение. Люди продажными. Россия - как просто земля безлюдная. Это могло бы быть заявкой, которую нужно редактировать - отдавать скриптдокторам.

Но

3. продюсеры пропустили такое. И даже выпустили в прокат. А значит, им не стыдно - они не видят объективной дыры в этой истории.

4. Звукорежиссер то ли плохо записал голос, то ли продюсеры не дали денег на озвучание - не знаю, кто виноват. Это ниже плинтуса. Не разборчиво очень часто.

5. Саунд дизайнер, композитор в некоторых моментах, сами звуки как подобраны - это НЕВЕРОЯТНО КРАСИВО. Вдохновляюще. Вам премию надо. За такое хочется переслушать отдельные моменты фильма.

Но отдельная музыка просто китч и фарс, а потому хвалить невозможно.

6. Оператор талантлив, как и художники-постановщики. Браво.

7. Актеры. Хочется сказать про главного - Александра Яценко - это такое погружение в образ, веришь всем реакциям, этот талант пусть цветет, отрадно, что есть такое. Драматургов нет под эти таланты.

По итогу - твердая 4-ка (по 10-бальной шкале), ничего криминального, но из-за фундамента - слабого сценария, а также из-за сериальной режиссуры - всё провалилось. Да и снимают пускай про это в Израиле, ладно?)

У нас столько героев, столько деревень сожжено, такие драмы в живых рассказах. На это нужен заказ драматургам. Продюсеры, это бы даже окупалось.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц