Если вы будете смотреть непревзойденную в своем пессимизме криминальную драму «Последнее известное место жительства» (1970), то имейте в виду, что главным героем в кинокартине является не полицейский, не его напарница, и даже не разыскиваемый свидетель преступления.
Главное действующее лицо – это город. В оригинале - некий американский мегаполис, в экранизации, предпринятой Жозе Джованни – это Париж, который не имеет ничего общего с локацией для романтики и любви. Это вместилище одиноких людей с поломанными судьбами.
Весьма показательна сцена, когда детектив Марсо Леонетти в исполнении Лино Вентуры открывает дверь квартиры, в которой предположительно должен скрываться важный свидетель, а дома собственно нет. Он снесен, осталась лишь внешняя стена, за которой ничего не кроется, только пустота и боль утрат.
Вам не раз сообщат, что город стал прибежищем не связанных друг с другом людей. Если кто-нибудь исчез, то на это даже не обратят внимания, ибо другим нет никакого дела до соседей. Если некто проявляет участливость, то рискует прослыть «странным», подобно любящему муравьев Жака Лоринга, который совершенно чужой для его же жены, а потому находит утешение в общении с девочкой, живущей по соседству.
Абсолютно одинок также детектив, потерявший свою семью в аварии. Можно сказать, что её забрала «тёмная сторона города». А потому он имитирует жизнь через ревностное служение закону. Это его отдушина, единственная цель формально бессмысленного Бытия. В своем рвении он даже заслужил «Орден Почетного Легиона» и приобрел репутацию жесткого полицейского.
Надо сказать, что режиссер создал отвлеченный европейский нуар. Не итальянский еврокрайм, не французский полар, а именно нуар, как его принято трактовать. Неслучайно детектив как бы направлен в отставку, а потому ведёт расследование в непривычном для него качестве.
Сразу же отметим, что Жозе Джованни сам в своё время был приговорен к смерти, но избежал гильотины, пробыв долгий срок на каторге. А потому «понимал толк» в криминальном промысле. Со временем став автором «Черной серии» - литературном выражении французского нуара. А затем и его представителем в сфере кино.
В фильме уже отчетливо слышатся нотки характерной для нео-нуара «дегероизации сыщика». Найдя важного свидетеля, который должен дать показания, обличающие предводителя преступной группировки, тот, по сути, обрекает его.
Гибель разыскиваемого бухгалтера – это не смерть человека самого по себе. Это крушение мира маленькой девочки, его дочки, коя в фильме является едва ли не более важным персонажем, чем все остальные, хотя и появляется в кадре всего лишь пару раз.
В итоге вы ещё раз видите, что город будто бы подпитывается людьми, ломая их судьбы и пожирая их жизни. Город нельзя переиграть. Если же ты оказался во власти иллюзий, позволяющих предполагать обратное, то тебя ожидает участь сыщиков из «Китайского квартала» и «Ночных ходов». Этот список также полонил фильм «Последнее известное место жительства»