« — После смерти нас, как правило, ввергают в ад. Я насчитал не меньше пятидесяти разновидностей того, что там происходит. Иногда мертвых рассекают на части и жарят на огромных сковородах. Иногда запекают целиком в железных комнатах со стеклянной дверью, где пылает синее пламя или излучают жар добела раскаленные металлические столбы. Иногда нас варят в гигантских разноцветных кастрюлях. А иногда, наоборот, замораживают в кусок льда. В общем, мало утешительного.
— А кто это делает, а?
— Как кто? Боги.
— Зачем им это?
— Видишь ли, мы являемся их пищей».
(с) В.Пелевин, «Затворник и Шестипалый»
Описанная в рассказе Пелевина концепция посмертия — не такой уж редкий гость в современной массовой культуре. Достаточно вспомнить полнометражный мультфильм «Сосисочная вечеринка», он же «Полный расколбас» (оригинальное название: «Sausage Party»), вышедший в 2016 году. Сюда же можно отнести и «Матрицу». Сходство между этими сеттингами в том, что люди в них являются ресурсом, который потребляют нечеловеческие могущественные существа, поддерживающие иллюзию либо своего отсутствия (в «Матрице»), либо доброжелательности, как в «Сосисочной вечеринке». Впрочем, там пожиратели с жертвами не общаются, миф об их благости был придуман предыдущими поколениями жертв.
Представление о том, что есть некие незримые, но крайне опасные сущности, которые так или иначе «потребляют» людей, появилось в глубокой древности. Их называли злыми духами и боялись. Причем, если принять за истину приписываемые им качества, боялись вполне обоснованно. Из мифов это представление перекочевало в монотеистические религии, в которых злые духи заняли место экзистенциальных врагов как Бога, так и созданных им людей. Во всех мифологиях злым духам от людей что-то нужно. В отличие от обычных хищников, они пожирают не материальное тело, а некие неощутимые субстанции, вроде жизненной силы, удачи или души, чем бы она ни была.
Представим, что некие нематериальные сущности, которые могут прямо или опосредованно влиять на нашу реальность, в самом деле существуют. Те из них, которым от людей ничего не нужно, заведомо с человечеством не пересекаются. Остаются те, для которых люди являются ресурсом. Либо в хорошем смысле (как зародыши будущих более разумных и могущественных существ), либо в плохом. Причём разные злые духи могут потреблять разные части, условно говоря, «души». Древние египтяне, например, различали 5 отдельных душ, которые есть у человека. В мифах иных народов разделяют «тонкое тело», «разум» и «личность». Так или иначе, потребление людей зловредными существами заведомо дифференцировано.
Любой бизнес, связанный с переработкой и использованием любого ресурса, стремится к:
- Увеличению масштаба.
- Комплексной переработке сырья.
- Поиску или искусственному созданию как можно более крупных источников ценного ресурса.
Если это верно и для мира духов, то рано или поздно на рынок диких добытчиков придут серьёзные корпорации. Которые заведомо не ограничатся погоней за отдельно взятыми душами, а создадут аналог крупных ферм и перерабатывающих комбинатов. При этом они озаботятся выведением пород людских душ, обладающих наибольшей потребительской ценностью. Души ещё при жизни максимально приспособят для посмертной переработки, притом комплексной, с использованием всех частей души, включая разумную личность.
Допустим, всякая разумная душа обладает собственной волей и бессмертна по своей природе. В этом случае, оказавшись в дискомфортной среде, она будет пытаться вырваться из неё и рано или поздно эти попытки увенчаются успехом. Таким образом, перед технологами возникает задача по как можно более длительному удержанию души. У этой задачи есть как минимум два возможных решения:
- Создать душе достаточно комфортную обстановку, чтобы она не желала её покидать.
- Навязать душе психический комплекс, заставляющий её оставаться в зоне дискомфорта.
Эти два подхода можно сочетать разными способами. К примеру, завлечь душу видимостью комфорта, постепенно (чтобы душа этого не заметила сразу) ухудшающейся. Или напротив, сперва поместить душу в наиболее дискомфортную среду, чтобы снять с неё тот продукт, который эффективнее всего извлекается в подобных условиях. После чего последовательно перемещать её во всё более комфортные условия вплоть до достижения равновесия с собственными представлениями этой души о приемлемых условиях существования. Или даже не перемещать специально, пусть душа сама сбежит (когда сумеет) на следующий уровень.
Получается динамическая модель, с точки зрения самих душ напоминающая католическое Чистилище. Сперва душа оказывается в дискомфортных условиях первичной обработки, причём ей сообщается, что она сюда попала по своим грехам (для этого нужно при жизни навязать ей любой, но обязательно заведомо невыполнимый «регламент праведности»). После чего она либо сбегает на уровень выше, либо перемещается туда после завершения технологического процесса снятия с неё соответствующего количества нужного злым духам ресурса. Ей говорят, что она «исправляется», но нужно двигаться постепенно, пока она не «очистится» окончательно. А поскольку представления большинства людей о Рае крайне приземлённые и сводятся к удовлетворению их первичных инстинктов, то душа в конечном счёте застрянет на том уровне, который не доставляет ей слишком сильного стресса, посчитав этот уровень наконец-то достигнутым Раем.