Традиционные календари народов мира делятся на лунные, лунно-солнечные и солнечные. В тропической зоне большая часть календарей либо лунные (мусульманский, например), либо лунно-солнечные (китайский, иудейский). На севере Евразии практически все календари солнечные, началом года здесь являются или равноденствие, или солнцестояние. Именно равноденствие является первым днём Нового года для Ирана, Афганистана, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана - сердца Евразии. Традиция отмечать Новый год в равноденствие пришла к ним из седой древности. Это объясняется просто тем, что Солнце для жителей севера и центра Евразии определяло практически все стороны земледельческой деятельности. Почему же в России день весеннего равноденствия перестал быть первым днём Нового года? Календарь славян дохристианского периода не сохранился, мы имеем сейчас некую смесь солнечного и лунно-солнечного календаря. Большинство церковных праздников рассчитывается по солнечному календарю, но основным праздником православия является Пасха, а её дата определяется по лунно-солнечному циклу.
Православный календарь носит прежде всего культовый характер и в нём Пасха рассчитывается в зависимости от положения Луны и Солнца в период весеннего равноденствия. Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Это весеннее полнолуние должно быть первым полнолунием, наступившим не ранее дня весеннего равноденствия. Таким образом дата Пасхи выпадает на один из 35 дней в период с 4 апреля по 8 мая по григорианскому календарю, а Масленица начинается за 56 дней до дня Пасхи и продолжается в течение 7 дней. По этой причине дата Пасхи не имеет постоянного места в солнечном календаре, который мы используем. Но Масленица - это прежде всего Проводы зимы и встреча весны! И тогда Прощёный день - воскресенье Масленицы - может быть в период между 7 февраля и 13 марта по новому стилю. Конечно, этот факт явно противоречит смыслу самого праздника: для проводов зимы должна быть конкретная дата солнечного календаря, поскольку именно Солнце определяет смену времён года. И нонсенсом выглядят в таком случае проводы зимы в период, например, с 7 февраля - первого дня Масленицы при самой ранней дате Пасхи! Как можно провожать зиму, когда вокруг снег и морозы! Было бы странным, например, провожать гостей в разгар праздника... Проводы зимы и встреча весны были важнейшей частью сельскохозяйственного года для земледельцев. Когда же славяне в дохристианский период устраивали Проводы зимы?
И.П.Сахаров в "Сказаниях русского народа" приводит пример, как дети приглашали Масленицу:
«Звал, позывал честной семик широкую масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться. Уж ты ль, моя масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трех-материна дочка, кветочка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу масленице выезжал честной семик на салазочках, в одних протяночках без лапоток. Приезжала честная масленица, широкая боярыня к семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то семик бьет челом на салазочках, в одних протяночках, без лапоток. Как и тут ли честная масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовой терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная масленица, широкая боярыня, к семику во тесовой терем, садилась за дубовый стол к зелену вину. Как и она ль, честная масленица, душой потешалася, умом повеселялася, речью наслаждалася».
В этом отрывке можно проследить, что Семик (Проводы весны) и Масленица (Проводы зимы) занимают особое место в славянском календаре. Довольно таинственно звучат слова этого заклинания "тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка". В первом числе можно усмотреть число дней в месяце, а во втором - отголосок старинного славянского календарного счёта "сорок". Почему же Масленица "внучка сорока бабушек"? Можно вспомнить, что для определения начала Радуницы (посевной) и Семика (Проводов весны) славяне использовали это число. Если мы используем тот же метод и к дате зимнего солнцестояния прибавим 80 (2 раза по 40), то получим начало Масленицы. В приведённом заклинании использован метафорический язык: первые сорок дней после зимнего солнцестояния - это "сорок бабушек", следующие сорок дней - это, очевидно, матушки, а последующие 9-10 дней - это "внучка" Масленица. Не удивительно, сколько раз в этом заклинании Проводы весны (Семик) перекликались с Проводами зимы (Масленицей). Таким образом днём начала Масленицы будет 12 марта, а закончится она Прощёным днём 19 марта - последним днём перед весенним равноденствием, которое в этом году будет 20 марта. Последний день перед весенним равноденствием является последним днём астрономической зимы и одновременно последним днём года. Логично было бы в этот день и попрощаться с годом и зимой. Своё название этот день получил от старинного славянского ритуала прощения обид и грехов, носящего очистительный, доверчивый, почти детский характер. Ритуал прощения носил вневременный характер: славяне просили прощения у живых родственников и знакомых, посещали кладбища и, сотворив три поклона, просили умерших предков о прощении обид. Этот праздник носил и другие названия: "Целовальник", "Прощание". Ведь после взаимного прощения обид славяне целовались между собой. Этот ритуал означал заключение мира и согласия между целующимися. Название "Прощание" могло быть связано не только с обрядом прощения взаимных обид, но и с обрядом прощания с минувшим годом.
И. П. Сахаров "Сказания русского народа", Тула, 2000 г. :
"Прощальный поезд в Ярославле называется: околка, в Нерехте: обоз, в Туле: круг и конец...
Прощание бывает с живыми и покойниками. В Туле и Зарайске выходят на кладбища утром и на могилах просят прощения у покойников. С кладбищ заходят прощаться к священникам. В Нерехте сей обряд отправляется вечером.
Новобрачные ездят по своим родным отдаривать тестя с тещею, сватов и дружек за свадебные подарки. Здесь, кроме подарков, приносились и пряники, испещренные узорами и надписями: Кого люблю, того дарю.— От милого подарок дороже золота.— Чин чина почитай, и подарок не забывай.—Милости просим нашей хлеба-соли.— За все благости наше низкое челобитище. Тульские пряники, белевские медовики, вяземские коврижки считались у наших отцов дорогими подарками.
На прощеный день ездят отдаривать кума с кумой. За ризки и зубок привозят соответственные подарки равным по состоянию, щедрые бедным. И здесь пряники составляют необходимую принадлежность. В деревнях самый почетный подарок для кума состоит из полотенца, для кумы из бруска мыла.
Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощаться приходят родные к старшему в роде, бедные к богатым. В старые годы на прощанье приносили пряники. Прощаясь, говорили, по обыкновению, друг другу: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, пред сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения. После их приходили все находящиеся в услужении и справляли свое челобитье".
И в самом деле, если мы не можем задержать время, то какой смысл хранить в своей памяти обиды прошлых дней! Пусть последний день года уносит груз тяжёлых воспоминаний и обид. Ритуал прощения обид и горестей в конце года носил очистительный характер. После его совершения взаимные обиды и претензии друг к другу снимались и можно было начинать Новый год с чистого листа. Словно "камень с души" уходили мелкие недоразумения, обиды, горести. Каждый человек мог быть внутренне свободен и знать, что теперь никто ему не будет должен, никто не постарается обидеть или отомстить. Прошлое не будет тянуть назад. Заканчивается самое трудное время, пусть все неприятности прошлого не окажут на нас своего влияния.