Найти в Дзене
Fobos

Почему «Оно следует за тобой» (2014) - один из достойнейших хорроров современности?

Дэвид. Роберт. Митчелл…
Говорит ли это имя Вам что-то (без помощи Google, конечно)?
Скорее всего, нет. И это очень, очень грустно...

А ведь этот человек (а точнее - его творчество) - настоящая находка для любого уважающего себя киномана или простого обывателя, ценящего качественное кино.

На момент написания настоящего поста 48-летний (+/-) режиссёр, родившийся в Детройте, штат Мичиган, США (важная деталь) известен массовому зрителю лишь двумя основными работами: «It follows» (2014) и «Under the Silver lake» (2018) (второй фильм очень неоднозначен и, вероятно, ему будет посвящена отдельная запись).

В далёком 2014 году «Оно следует за тобой» вышел на свет весьма удачно (хотя, правильней переводить как «Оно следует») (в любом случае лучше того, как у нас перевели его – «Оно», параллельно запутав зрителей, понадеявшихся увидеть очередной фильм про зловещего клоуна из произведения Стивена Кинга).

Сюжет фильма, если без спойлеров, весьма прост: некое существо следует за главными героями, а они пытаются спастись. При этом "оно" бессмертно, его нельзя обмануть. Это существо медленно, но верно всегда будет следовать за жертвой до конца его жизни в попытках отобрать жизнь у человека.

It follows – это фильм с продолжительностью в 100 минут. Он с производственным бюджетом в 1,3 млн $ показал себя весьма уверенно на прокате, собрав кассу в 23,3 млн $.

Однако, что ещё важней, так это то, что благодаря этому фильму его режиссёр получил заслуженное признание.

Так, его работа оценена на Каннском кинофестивале, на «Неделе критики» (здесь показывают работы новых талантов, которые могут и не соответствовать основным требованиям, предъявляемым к фильмам для участия в фестивале).

Кроме того, уже через год (в 2015) Митчелл за эту работу получил премию «Независимый дух» как лучший режиссёр. Это очень важная награда. Ей отмечаются, как правило, режиссёры, творящие нечто новое (необязательно в жанре артхауса, кстати). Этой наградой, например, был награждён и Джордан Пил в 2017 году - такой же режиссёр нового поколения, которому обязательно посвящён отдельный пост (его можете знать по работам «Прочь», «Мы» и, конечно, «Нет», который я недавно смотрел с детским восторгом).

После очередного просмотра «It follows» начинаешь все лучше и глубже вникать в детали, которые не замечаешь при первом просмотре и которые делают это творческое полотно действительно хорошим хоррором.

It follows можно считать хорошим хоррором, безусловно, в первую очередь, за атмосферу саспенса. Это не обычный ужастик, пугающий скриммерами. Такие уже давно не в моде.

Эта картина является типичным примером хорошего слоубёрнера - нового поджанра хорроров, пугающего, в первую очередь, атмосферой.

Режжисер обеспечил в фильме такую качественную и своеобразную атмосферу, что она буквально на весь хронометраж фильма, с первой и до последней секунды поглощает зрителя, передавая весь ужас сущности"It".

Такой накал саспенса режиссёром обеспечен благодарю сочетанию нескольких составляющих картины.

Во-первых, безусловно, это звуковой ряд.

Вся музыкальная тема фильма весьма жуткая, но при этом очень, очень крутая и качественная. Композитор малобюджетного кино сделал то, что даже не всегда удаётся специалистам по звуку в дорогих блокбастерах.

Во-вторых, визуальный ряд. Да, он на втором месте, ибо именно звук, в первую очередь, делает кино хорошим (вспомните, например, Interstellar и задайте себе честный вопрос: "Что, в первую очередь, запомнилось мне из фильма?").

Визуальный ряд "It follows" так крут, ибо режиссёр смешивает в своём фильме несколько эпох. Мы вроде находимся в 80-х, но, с другой стороны, - что здесь делает, например, ракушка-электронная книга, с помощью которой одна из героинь читает Достоевского? Или почему в телевизорах чёрно-белые фильмы?

Таким образом, прошлое, настоящее и будущее создают иную реальность и заставляют и понастольгировать, и находить параллели с нашей реальностью.

Кстати, насчёт параллелей. Посмотрите на одну из финальных сцен фильма в бассейне. Это ничто иное как цитата из клипа группы DyE "Fantasy". Визуальные сходства просто поразительны! Посмотрите на YouTube клип этой группы и поймете, чем вдохновлялся режиссер.

В-третьих, саспенс этого фильма невозможно пережить по-настоящему без игры актёров. Они здесь великолепны. Чего стоит только главная героиня, передающая одновременно разные гаммы чувств - надежду, отчаяние и, наконец, смирение, полное принятие своего будущего и груза ответственности.

И, наконец, в-четвёртых. Кроме аудио и видео, а также актёрской игры есть ещё кое-что, что заставляет не забывать про это кино после первого просмотра, ужасает зрителя, заставляет задуматься.

Это - идея. Идея фильма весьма жуткая и одновременно реалистичная.

Но в чем она состоит?

Автор YouTube-канала "Illumate", например, считает, что "It" символизирует смерть, её неизбежность.

Другие считают, что "It" - это признак взросления, необходимость принятия ответственности за свои поступки.

Автор настоящей записи придерживается иной, комплексной позиции.

Почему "It" не может одновременно олицетворять и смерть, и взросление главных героев? Ведь и то, и другое - весьма взаимосвязаны и их вполне можно сочетать.

«It» как символ неизбежной гибели по своей сущности указывает на это, ведь оно бессмертно, его не обмануть и рано или поздно оно придёт за всеми.

С другой стороны - "It" символизирует взросление. Это можно понять, например, по цветовой гамме некоторых сцен фильма и одежде главных героев и др. Одежда синего оттенка символизирует детство, красного – взросление (чего стоит красный маникюр главной героини в сцене в машине).

Но тема взросления раскрывается не только деталями, показанными в данном фильме режиссера.

В начале этого поста было указано, что Дэвид Роберт Митчелл известен массовому зрителю двумя основными работами. Однако, речь шла именно про «массового» зрителя. Есть еще одна работа, менее известная, которая заставляет лучше понять идеи, заложенные автором «It follows».

Речь идет про фильм «The Myth of the American Sleepover» (2010) («Миф об американской вечеринке»). Фильм, если коротоко, о том, что подростки готовятся провести громкие вечеринки, нарушить все правовые и моральные запреты, но к концу принимают решение этого не делать, осознавая, что американские вечеринки – это не совсем то, о чем принято думать (иными словами – это миф).

Во время просмотра этого кино даже не нужно обладать «киноманским» взглядом, чтобы понимать, что это фильм если не категории «b», то, как минимум, весьма близок к нему, стоит на грани.

Но это не важно. Важно другое: именно в своей первой картине 2010 года режиссер «It follows» заложил и показал свои взгляды на взросление подростков. Он показал, что вечеринки не совсем то, о чем принято думать, а подростки вовсе не такие, какими принято их воспринимать. Они на пути к взрослению…

Это ключевая мысль, которая, думается, также находит свое идейное отражение в «It follows».

Придерживаясь концепции взросления, сторонники «второго лагеря» указывают, что «It» - это символ принятия ответственности за свои поступки, символ взросления.

Но кто же из них прав? В чем заключается четвертая, идейная составляющая фильма (наряду со звукорядом, видеорядом, актерской игрой)?

Что символизирует «It»: смерть или взросление?

Думается, что верны оба подхода.

Сторонники «первого лагеря» упускают многие детали (цветовая гамма взросления, идеи из предыдущего фильма режиссера). Однако, «второй лагерь» упускает, что «It» постоянно следует за героями. Его ни обмануть, ни уничтожить. Она всегда будет ожидать героев, будет рядом. Поэтому довод о дом, что «It» - это только символ взросления, не является полностью верным.

Ключевой вывод: Дэвид Роберт Митчелл в своем «It follows» закладывает идею о том, что всех ждет неизбежное взросление, возложение ответственности и, в конце, - логическое завершение пути.

Последняя сцена фильма, где главные герои спокойно прогуливаются по тротуару, не смотря по сторонам, дополняет ключевой вывод выше: всех, безусловно, всё это ждет, но правильней это принять, смириться и жить, наслаждаясь каждой секундой, каждым мигом.

by Fobos

p.s.: действия фильма происходят в умирающем Детройте - там же, где родился сам режиссер.