Найти тему

Ночные бабочки в законе. Как жили проститутки в царской России

Оглавление
   Ночные бабочки в законе. Как жили проститутки в царской России
Ночные бабочки в законе. Как жили проститутки в царской России

Проституция почти всегда была табуированной темой в российском обществе, причем до XIX века такого термина не существовало в принципе, хотя само явление, конечно, было.

Как жили постоялицы борделей в царской России и зачем с ними заключали брак юные дворяне и знаменитые писатели - в материале spb.aif.ru.

Проституцию привез Петр?

Существует мнение, что до Петра Великого такого явления как проституция в России не было в принципе. На самом деле это заблуждение – любовь за деньги покупали даже в Древней Руси, правда, само занятие было стихийным, неорганизованным, не отраженным в официальных документах. Оно никак не регулировалось, разве что нормами морали – народ яро осуждал «падших женщин», а взять в жены «ночную бабочку» считалось позором.

Только после основания Санкт-Петербурга в стране начали появляться первые публичные дома - их привезли из Западной Европы, а держателями заведений преимущественно были немки и голландки. Отдыхали в них лишь обеспеченные люди, а простолюдины продолжали искать запретные формы любви на улицах.

«Только в 30-е годы XIX века на государственном уровне внесли такое понятие, как проституция и бордели, - рассказывает старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Государственного музея истории Санкт-Петербурга Мария Терехова. – Тогда же создали специальный надзорный орган, который отслеживал работу «ночных бабочек», явление легализовали. Многие понимали и не осуждали такого решения.

Желтый билет

Официально проституткой в царской России могла стать любая девушка старше 16 лет (с 1901 года старше 21 года). Всех проституток обязали вставать на учет во врачебно-полицейские комитеты, где у них забирали паспорта, выдавая взамен жёлтые билеты и смотровые книжки. Обмен документов серьезно ограничивал женщину в правах – мало того, что гражданка окончательно теряла репутацию (ведь о ее занятии теперь знали все), так и еще и кормиться она могла исключительно своим телом. На работу таких женщин не брали даже тогда, когда они решались завязать с проституцией.

«Лишь небольшой процент женщин спустя время мог вернуться к обычной жизни, - продолжает эксперт. – Возврат паспорта был сложной бюрократической процедурой и завершить ее могли не все. Поэтому многие женщины до самой старости не оставляли своего дела».

Вместе с тем, после легализации продолжительность жизни «продажных женщин» выросла благодаря регулярным медицинским осмотрам. Каждая секс-работница была обязана посещать врача и сдавать анализы на венерические заболевания (в случае выявления у нее болезни, женщина изолировалась). Тех, кто намеренно отказывался от процедуры, ждало уголовное наказание.

   Удостоверение проститутки Фото: Commons.wikimedia.org
Удостоверение проститутки Фото: Commons.wikimedia.org

Аристократка и крестьянка

В царской России большая часть общества была достаточно патриархальна и религиозна. Близость до свадьбы считалась позором, что уж говорить о занятиях проституцией. «Ночными бабочками» становились женщины разных сословий. В первую очередь – бедные крестьянки, которых обманом могли заманить в публичный дом.

«Среди проституток встречались даже аристократки, - говорит Мария Терехова. – Чаще всего они были так называемыми камелиями, которые обслуживали верхушку общества и жили в роскоши, внешне мимикрируя под жизнь привилегированных классов. Девушки добровольно соглашались на такую жизнь, подтолкнуть к ней могла бедность (аристократы тоже теряли состояния), жизненные коллизии, связанные с беременностями вне брака. Кстати, такие куртизанки жили без желтых билетов, числясь актрисами или певицами. Но камелиями могли быть и девушки из простых семей».

Камелии всегда работали в дорогих публичных домах или были на содержании богатого человека. Ниже их по иерархии были жрицы любви работающие в публичном доме. Затем шли одиночные девушки, принимавшие клиентов на дому или съемном жилье.

«Век проститутки в целом был недолгим, - говорит эксперт. – Девушка могла начать в 16, а то и 14 лет и уже к 30 годам не особо пользовалась популярностью. Хотя пути были разные – кому-то удавалось и дальше продолжать работать, кто-то менял должность и занимался сводничеством. Если были деньги, то организовывали дома свиданий».

Спасти камелию

Во второй половине XIX века русские интеллигенты принялись спасать падших женщин. Совсем юные аристократы, и взрослые мужчины заключали браки с проститутками. Например, писатель Николай Некрасов, который сначала выиграл содержанку в карты, учил ее грамоте, а незадолго до смерти заключил с ней брак. Но чаще всего эти эпизоды не приводили к положительному эффекту, а только к кризису и разочарованиям.

«После 60-х годов XIX века в российском обществе активизировалось демократическое движение, – рассказывает Мария Терехова. - Проститутки выставлялись как жертвы социальной несправедливости, жертвы неправильного социального уклада. Некоторые общественные деятели и люди интеллигенции, увлеченные идеями наведения социальной справедливости, призывали отмены государственных норм контроля. Социальные активисты акцентировали внимание на том, что женщина, становясь легальной проституткой, попадала в стигматизированный пласт общества. Эта идея существовала и в начале XX века и коммунистическая риторика началась в плане борьбы за права женщин».

Однако уже после революции с продажной любовью начали активно бороться, ее официально запретили, публичные дома закрылись. Несмотря на регулярные лекции о вреде такого явления, проституция не исчезла, а лишь ушла в подполье.