Найти тему

Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы

102 прочитали

Еще недавно тема психологического благополучия не была в фокусе внимания исследователей образования и вузовских управленцев. Многое изменила пандемия, которая обострила склонность студентов к стрессам и депрессиям. В этом году вопросы благополучия стали главными на конференции исследователей высшего образования, а теперь их обсудили и на вторничном семинаре Инобра, совмещенном с семинаром стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Психологи Мария Чумакова и Василий Костенко измерили, как меняется картина благополучия на материалах вышкинского Мониторинга студенческой жизни за последние четыре года.

Еще недавно тема психологического благополучия не была в фокусе внимания исследователей образования и вузовских управленцев.

Как это часто бывает, у экспертов есть хорошая и плохая новости. Хорошая: самочувствие студентов не зависит от подразделений, программ или направлений, то есть, по крайней мере, у Вышки нет факультетов, которые нагоняли бы тоску. Плохая: чем дольше студенты учатся, тем неувереннее себя чувствуют.

СЧАСТЬЕ НЕ В ОЦЕНКАХ

Современная психологическая наука считает, что студенческий возраст — это «становящаяся взрослость», emerging adulthood, и вопросы психического здоровья в этом возрасте стоят крайне остро. Исследования показывают, что 7% в этой категории имеют высокие риски депрессии, 10% — тревожных расстройств, 5% склонны к употреблению психотропных веществ, всё это выше, чем в среднем по популяции.

Если по-простому, ключевой вопрос исследования, построенного на показателях студентов Вышки — «что делает их счастливыми?», и нужно учитывать, что это вопрос о субъективной реальности каждого, а не об объективных факторах. Важно «поймать» ощущения, связанные с университетом и его средой. На семинаре обсуждались первые эмпирические результаты и намечались направления дальнейшей работы.

«Традиционно мы в первую очередь осмысливаем студенческую среду через академические достижения. Учатся, не учатся, какие оценки получают? Но оказывается, что вклад в благополучие вносит не академическая сторона, а средовые факторы. Благополучие напрямую связано с достижением личных, а не академических целей, которые ставит студент»
Василий Костенко, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ

Ключевым вопросом, таким образом, оказывается мотивация, которая может быть внешней и внутренней. К внешней относится всё, что связано с ожиданиями родителей, получением диплома, построением карьеры и т.д., внутренняя — с удовольствием от самой учебы, интересом, желанием прокачивать себя.

ОБНАРУЖЕНА ГРУППА РИСКА

Мониторинг студенческой жизни проводится в Вышке несколько лет. Вопросы, связанные с адаптацией в университете, мотивацией были в нем всегда. В некоторые годы прибавлялись или убирались блоки вопросов, связанных напрямую с тревогой, угрозой депрессии, заботой о здоровье. Работая с анонимизированными данными за 4 года, психологи разделили срезовые и лонгитюдные потоки. Срезовые (их большая часть, 13 тыс. из 17,9 тыс. ответов) — те, что давались однократно. Лонгитюдные данные — те ответы, которые один из тот же человек давал на протяжении нескольких лет.

В соответствии с ответами психологи разделили «срезовых» респондентов на три группы. У первой — высокое ощущение принятия, безопасности и преобладает внутренняя мотивация к учебе. Студенты из второй группы также ощущают себя комфортно в университете, а внутренняя и внешняя мотивация примерно на равных. Третью группу отличает низкий уровень принятия, безопасности, здесь преобладает внешняя мотивация к учебе.

«Для третьей группы уровень тревоги в среднем оценивается в 45 баллов — это нижняя граница высокой тревожности. Показатель по депрессии поспокойнее, 8 баллов (уровень средней депрессии начинается от 11 баллов), но это не полное благополучие и даже не легкая депрессия, а уже движение к вполне уверенной. Это потенциальные клиенты психологов. То есть мы можем задуматься о неблагополучном состоянии этой группы студентов и сделать вывод, что сочетание преобладающей внешней мотивации учиться и низкого уровня принятия, безопасности становится маркером группы риска».
Мария Чумакова, руководитель департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ

«ДЕПРЕССИВНЫХ» ФАКУЛЬТЕТОВ НЕТ

Как студенты попадают в группу риска? Ученые предложили несколько гипотез. Для этого данные были проверены с помощью пяти моделей — проверялось влияние курса (года обучения), финансового вопроса (студент бюджетный или коммерческий?), гражданства (россиянин или иностранец?), пола и собственно различных факультетов и направлений.

Как выяснилось, последнее не влияет на результат: подтверждено, что психологическое неблагополучие не связано с какими-либо конкретными специальностями, программами, подразделениями. Мария Чумакова назвала это хорошей новостью, подтверждающей единство образовательной среды Вышки и «отсутствие критических кейсов, перекосов».

Большинство других факторов, проверявшихся в исследовании, также не влияли на результат системно, кроме одного — курса (года обучения).

«Мы видим увеличение риска попадания в неблагополучную группу с течением времени — от ранних к поздним курсам обучения. И это настораживает. Возникают две гипотезы, которые надо проверять. Первая: естественная история развития, движения к рынку труда и самостоятельной жизни, это вызывает у студента тревогу. Вторая гипотеза более пугающая: возможно, в нашей образовательной среде присутствуют факторы, которые сдвигают студентов от благополучия. Не хотелось бы, чтобы она подтвердилась, но озвучить ее необходимо»
Мария Чумакова

В ПОИСКЕ ИНТЕРВЕНЦИЙ

В лонгитюдной части исследование студентов разделили на пять групп: тех, кто все эти годы показывал стабильное благополучия, тех, кто был и остался в зоне риска, и тех, кто перемещался из одной категории в другую в течение времени (несколько групп, потому что несколько вариантов перемещения).

Внешняя мотивация к учебе оказалась стабильна для всех групп респондентов. Кстати, это опровергает опасения преподавателей, которыми те делятся в кулуарах — что студенты «всё больше борются за баллы, ориентируются на рейтинг». По крайней мере, в горизонте нескольких лет здесь для студентов ничего не меняется.

Внутренняя мотивация меняется, и это можно связать с приведенными выше результатами о риски постепенного ухудшения психологического благополучия. Внутренняя мотивация постепенно снижается и во время учебы в бакалавриате, и при переходе в магистратуру. Ощущение принятия и безопасности постепенно снижается во время учебы в бакалавриате, но повышается при переходе в магистратуру. Дальнейшее прояснение этих трендов — задача дальнейших исследований.

В этом важно разобраться, потому что благополучие можно рассматривать как психологический коррелят успешности (быть успешным — значит комфортно себя чувствовать). Одна из задач стратегического проекта — развивать методики достижения успеха, и в этом контексте важно выявлять факторы, влияющие на снижение благополучия студентов, и думать над их профилактикой.

«По результатам исследования ситуация выглядит так, что поддержка внутренней мотивации, поддержка ощущения принятия и безопасности могут быть нашими «мишенями» в поддержке студентов. Необходимо защитить их, снизить вероятность попадания в группу риска. Разработка такой профилактики — наша задача на ближайшие два года. Будем пробовать вводить интервенции, направленные на поддержание этих параметров».
Мария Чумакова

Видеозапись

Презентация (PDF, 2.66 Мб)