Найти тему
Гремя Огнём

Ту-95МСМ. Крадущийся дракон

Оглавление

Ядерная триада - основа безопасности нашей страны. Одним из её компонентов является стратегическая авиация.

Дальние ракетоносцы, что несут высокоточные ракеты с ядерными боевыми частями, выполняя полёты над Арктикой и Японским морем, держат под прицелом стратегические объекты вероятного врага.

В случае необходимости, стратегическая авиация может нанести и упреждающий удар.

Наиболее массовыми российскими самолётами, способными наносить удары по территории потенциального противника, являются стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-95МСМ - сейчас в строю ВКС России 60 таких машин.

И хотя за рубежом Ту-95 дали прозвище "Bear" - медведь, внешне он больше похож на огромного крылатого змея. На дракона, что медленно подкрадывается к жертве, готовясь к смертельному броску.

Дитя своей эпохи

Дальний бомбардировщик Ту-4
Дальний бомбардировщик Ту-4

К концу 40-х годов, единственным носителем ядерного оружия в СССР был дальний бомбардировщик Ту-4 - копия-аналог американского B-29. Дальность полёта Ту-4, несущего 3 тонны бомбовой нагрузки, составляла всего 6200 км. Этого было недостаточно для того, чтобы, взлетев с аэродромов в СССР, долететь до США, выполнить бомбометание и вернуться обратно. В то время, как американские B-29 базировались в Англии.

К тому же, в США уже были созданы бомбардировщики с межконтинентальной дальностью B-50 и B-36.

Дальний бомбардировщик B-50. По сути, глубокая модернизация B-29
Дальний бомбардировщик B-50. По сути, глубокая модернизация B-29
Дальний бомбардировщик B-36. Он имел 6 поршневых двигателей с толкающими винтами. На поздних модификациях, на концах крыльев появятся ещё 4 реактивных двигателя
Дальний бомбардировщик B-36. Он имел 6 поршневых двигателей с толкающими винтами. На поздних модификациях, на концах крыльев появятся ещё 4 реактивных двигателя

В СССР также были предприняты попытки разработки бомбардировщиков большей дальности, получившие индекс Ту-80 и Ту-85. Дальность полёта Ту-80 составляла уже 8200 км.

Ту-80. Впоследствии проект будет закрыт в пользу более дальнего Ту-85
Ту-80. Впоследствии проект будет закрыт в пользу более дальнего Ту-85

Ту-85 имел дальность в 12000 км. Эти самолёты предполагались как наш ответ американским B-50 и B-36, имевшим аналогичные характеристики.

Ту-85 - наш ответ B-36
Ту-85 - наш ответ B-36
Вид сбоку. Как видно, Ту-85 имел прямое нестреловидное крыло
Вид сбоку. Как видно, Ту-85 имел прямое нестреловидное крыло

Внешне, новые советские самолёты напоминали Ту-4, но несколько большего размера. Конструкторы отлично справились со своей задачей. Ту-85 изначально создавался как носитель атомной бомбы и имел довольно небольшой бомбовый отсек. Так как не было необходимости в фюзеляже большого диаметра, не потребовалось делать крылья огромного размаха и добавлять ещё 2 двигателя, в отличие от B-36. На Ту-85 удалось добиться аналогичной дальности и бомбовой нагрузки как у шестимоторного B-36, имевшего в 1,5 раза большую взлётную массу.

Но свои коррективы внесла война в Корее. Тихоходные американские бомбардировщики B-29, с крейсерской скоростью в 547 км/ч, становились легкой добычей для советских асов на реактивных МиГ-15.

Атака происходила в пике на скоростях более 1000 км/ч, у врага не было ни шанса
Атака происходила в пике на скоростях более 1000 км/ч, у врага не было ни шанса

Причина была проста - американские бомбардировщики B-29, B-50 и B-36, как и советские Ту-4, Ту-80 и Ту-85, это были самолёты с поршневыми двигателями.

В итоге, проект разработки Ту-85 был закрыт. Было построено всего 2 опытных машины. Требовалось разработать самолёт, что будет обладать более высокой скоростью, сравнимой с крейсерской скоростью реактивных истребителей 1 поколения, таких как МиГ-15 или его аналогов - американских F-86 или французских "Дассо Ураган".

Наученные горьким опытом в небе Кореи, это отлично понимали и в США, где были внесены серьёзные коррективы в уже идущую программу разработки дальнего бомбардировщика B-52.

B-52
B-52

11 июля 1951 года, КБ Туполева было поручено создать проект нового бомбардировщика, что впоследствии получит индекс Ту-95.

Многие технические решения нового самолёта были проработаны ещё на Ту-85, что сильно ускорило разработку. И уже 12 ноября 1952 года, первый прототип под индексом Ту-95-1 совершил свой первый полёт!

Ту-95 в музее в Монино
Ту-95 в музее в Монино

Самолёт получил стреловидное крыло и 4 турбовинтовых двигателя что вращали соосные воздушные винты противоположного вращения. Максимальная взлётная масса составляла 156 тонн. Экипаж составлял 9 человек.

На первом прототипе Ту-95-1 стояли спаренные силовые установки 2ТВ-2Ф. 2 двигателя ТВ-2 с общей трансмиссией на 1 соосный воздушный винт.

На серийных Ту-95, вместо спарки из 2 моторов ТВ-2, уже стояли более мощные турбовинтовые двигатели НК-12, мощностью в 12000 л.с. Двигатели семейства НК-12, это до сих пор наиболее мощные турбовинтовые двигатели в мире.

Двигатели НК-12 на Ту-95МСМ. Видны соосные воздушные винты
Двигатели НК-12 на Ту-95МСМ. Видны соосные воздушные винты

Мощные турбовинтовые двигатели, вкупе со стреловидным крылом, позволяли бомбардировщику разгоняться до 890 км/ч.

Модификации Ту-95 являются самыми быстрыми турбовинтовыми самолётами и по сей день.

Высокая скорость (на 50-е годы) сделала Ту-95 уже далеко не такой простой целью, по сравнению с поршневыми B-29 или Ту-4. Его уже нельзя было так просто догнать и сбить. Истребителям прикрытия было гораздо легче защитить бомбардировщик, чья скорость была сравнима со скоростью истребителя.

Кроме воздушного прикрытия истребителями, предполагалось и оборонительное вооружение. В хвостовой части Ту-95, а также сверху и снизу фюзеляжа, были размещены турели с 23-мм автоматическими пушками. На поздних модификациях, сохранили только хвостовую турель.

Хвостовая турель на Ту-95. Такие турели представляли серьёзную угрозу для дозвуковых реактивных истребителей, не имеющих ракет класса "воздух-воздух"
Хвостовая турель на Ту-95. Такие турели представляли серьёзную угрозу для дозвуковых реактивных истребителей, не имеющих ракет класса "воздух-воздух"

Изначально Ту-95 был чистым бомбардировщиком и нес атомные бомбы. Именно с Ту-95, в 1961 году, была сброшена и водородная "Царь-бомба" мощностью в 58 мегатонн! Для её доставки была специально разработана модификация Ту-95В.

Мощность взрыва была такова, что на расстоянии до 1000 км взрывной волной были выбиты стёкла. Создание такого мощного оружия в те годы, сильно напугало и отрезвило наших потенциальных противников, вынудив их пойти на серьёзные уступки.

Сброс "Царь-бомбы" с Ту-95В
Сброс "Царь-бомбы" с Ту-95В

Самолёты на основе Ту-95

На базе бомбардировщика Ту-95 были разработаны и другие машины. К примеру, разведывательная модификация Ту-95МР, что нес фотоаппаратуру в бомбовом отсеке.

Ту-95МР
Ту-95МР

Ту-95РЦ, предназначенный для радиотехнической разведки и целеуказания противокорабельным ракетам, что запускались с кораблей ВМФ СССР.

Ту-95РЦ
Ту-95РЦ

Дальний противолодочный самолёт Ту-142.

Ту-142
Ту-142

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (AWACS) Ту-126.

Ту-126
Ту-126

Дипломатический пассажирский самолёт Ту-116, с максимальной пассажировместимостью до 60 человек, способный на трансатлантический перелёт.

Ту-116
Ту-116

Не говоря о том, что технологии, использованные при создании Ту-95 легли в основу разработки дальнего пассажирского лайнера Ту-114, способного перевозить до 220 пассажиров на расстояние более чем 9000 км.

Ту-114 японских авиалиний
Ту-114 японских авиалиний

Не говоря о различных опытных и экспериментальных модификациях, включая Ту-95ЛАЛ - летающую лабораторию для испытаний ядерного двигателя, и другие.

Стратегический ракетоносец

Ту-95К с крылатой ракетой Х-20 на внешней подвеске
Ту-95К с крылатой ракетой Х-20 на внешней подвеске

Но время идёт вперёд, истребители стали получать на вооружение ракеты "воздух-воздух", смогли преодолевать звуковой барьер и летать вдвое быстрее звука. Шло развитие и зенитных ракетных комплексов.

Необходимо было дать ракеты и дальней авиации, превратив бомбардировщики в ракетоносцы, чтобы самолёт не входил в зону действия вражеской ПВО.

Таким образом, скоростные характеристики машины отходили на второй план. От самолёта требовалось, чтобы он просто был носителем дальнобойных крылатых ракет. Это и является причиной долгого срока службы таких самолётов как Ту-95 или B-52.

В 1956 году появилась модификация Ту-95К, что нес на внешней подвеске под фюзеляжем 1 крылатую ракету Х-20 с термоядерной боевой частью. Дальность ракеты составляла 600 км. Скорость полёта - 2 Маха (2400 км/ч). Масса - 11,8 тонны.

Крылатая ракета Х-20. Видно явное сходство с реактивными истребителями
Крылатая ракета Х-20. Видно явное сходство с реактивными истребителями

Ракеты, оснащённые ядерными боевыми частями были тяжелее свободнопадающих атомных бомб, что сказалось дальности полёта и потребовало оснастить Ту-95 системами дозаправки в воздухе.

В 1976 году появился Ту-95М-5, что нес на пилонах под крыльями 2 ракеты КСР-5, что могли нести как обычную так и ядерную боевую часть. Дальность ракеты КСР-5 - 700 км. Максимальная скорость - 3 Маха (3600 км/ч). Масса - 4 тонны.

Ту-95М-5 с крылатыми ракетами КСР-5
Ту-95М-5 с крылатыми ракетами КСР-5

В 1979 году в небо поднялся Ту-95МС. Эта машина может нести 6 крылатых ракет типа Х-55, размещённых в барабанной установке в бомбовом отсеке. Экипаж сократился с 9 до 7 человек - из трёх защитных турелей оставили только хвостовую.

Размещение ракет типа Х-55 внутри Ту-95МС
Размещение ракет типа Х-55 внутри Ту-95МС

Х-55 это дозвуковые ракеты, оснащённые ядерными боевыми частями, способные выполнять полёт на малых высотах от 40 до 110 метров, что затрудняет их обнаружение радарами. Дальность пуска - 2500 км. Масса ракеты всего 1,2 тонны.

Ту-95МС это основной тип дальнего стратегического ракетоносца в составе ВКС России. Но сейчас эти машины проходят модернизацию, получая новое оборудование и вооружение. Самолёты получают индекс Ту-95МСМ.

Гнев Дракона

Ту-95МСМ и его полный "залп". 8 крылатых ракет Х-101 и 6 крылатых ракет Х-555
Ту-95МСМ и его полный "залп". 8 крылатых ракет Х-101 и 6 крылатых ракет Х-555

Появление более современных ракет Х-101, потребовало модернизировать Ту-95МС, разместить на борту пусковые установки и другое оборудования для пуска ракет.

Это стало причиной разработки Ту-95МСМ.

Бомбовый отсек Ту-95МС с барабанной установкой, в отличие от отсека на Ту-160, не мог принять ракеты больших габаритов, какими являлись Х-101. В итоге, их разместили на подкрыльевых пилонах. Суммарно, модернизированный Ту-95МСМ может нести до 8 ракет Х-101.

Ту-95МСМ. Видны 8 учебных макетов ракет Х-101 на подкрыльевых пилонах. Фото Дмитрия Сухова
Ту-95МСМ. Видны 8 учебных макетов ракет Х-101 на подкрыльевых пилонах. Фото Дмитрия Сухова

Х-101 была принята на вооружение в 2013 году. Как и Х-55, ракета Х-101 летит на очень малых высотах, до 70 метров, огибая рельеф местности. Кроме того, Х-101 выполнена по технологии "Стэлс", вследствие чего она имеет очень малую заметность - 0,01 м2. Самые современные РЛС на самолётах потенциального противника смогут обнаружить её на расстояниях до 75 км. При том, что максимальная дальность пуска равна 5500 км. Масса ракеты - 2,4 тонны. Модификация с ядерной боевой частью носит индекс Х-102.

Ту-95МСМ может даже не потребоваться покидать воздушное пространство своего государства! От Петропавловска-Камчатского до американского Сиэтла менее 5400 км.

Ту-95МСМ с учебными макетами ракет Х-101. Фото Артёма Аникеева
Ту-95МСМ с учебными макетами ракет Х-101. Фото Артёма Аникеева

Модернизированная машина также сохранила возможность нести внутри бомбового отсека ракеты типа Х-55. Модернизированный вариант этой ракеты получил индекс Х-555, был принят на вооружение в 2015 году, и отличается от старой Х-55 большей точностью и обычной, неядерной боевой частью. Дальность пуска Х-555 оставляет 2000 км, а круговое вероятное отклонение менее 20 метров.

Возможно брать на борт и свободнопадающие авиабомбы, как обычные фугасные, так и атомные.

В движение самолёт приводят 4 двигателя НК-12МВМ, мощностью в 15000 л.с. каждый. Максимальная взлётная масса составляет 187,7 тонны.

Подводя итог

Ту-95МС над бухтой Севастополя во время парада на день ВМФ
Ту-95МС над бухтой Севастополя во время парада на день ВМФ

Несмотря на возраст, зубы дракона по-прежнему остры. А его гнев сокрушителен. Современность ракетоносца определяют его ракеты.

Ту-95МСМ будут оставаться современными боевыми самолётами ещё пару десятилетий, пока им на смену не придут дальние ракетоносцы следующего поколения, разрабатываемые по программе ПАК ДА - перспективный авиационный комплекс дальней авиации.

И для тех, кто прошёл предполётный инструктаж, самое время отправиться в полёт)))))

-28

Другие статьи на канале:

Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!

Рекомендую подписаться и на канал "Броня Урала" с обзорами вооружения и бронетехники:

Броня Урала