“Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я то и есть. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете»” (Ин. 13:12–17).
Стих 12. Омыв ученикам ноги, Иисус «надел одежду Свою и возлёг опять за столом». Пётр молчал, и мы можем только представить напряжение учеников, пытавшихся понять значение того, что только что сделал Иисус. Он спросил: «Знаете ли, что Я сделал вам?» Его вопрос направил их внимание на Его поступок и последующее объяснение. Согласно Ф. Брюсу, Иисус здесь преподал ученикам два урока: один богословский, а другой — практический. Первый заключался в том, что «омовение ног символизировало смирение Иисуса до такой степени, чтобы пострадать и принять смерть на кресте, дабы верующие могли получить очищение через Его смерть». Суть второго урока раскрыта в ст. 12—17. Иисус омыл ноги ученикам, чтобы на Его примере они научились служить друг другу. Оба объяснения показывают удивительную и превосходящую всё любовь Иисуса к Своим (см. 13:1). Павел писал, что Иисус, «будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетой» (2 Кор. 8:9). Из-за Его любви Он уничижил Себя и стал презираемым слугой для других. Любовь, благодаря которой очищение стало возможным для людей, это та любовь, которую верующие имеют друг к другу.
Стихи 13–15. Иисус продолжил отвечать на Свой вопрос из 13:12. Сначала Он сказал: «Вы называете Меня Учителем и Господом» (13:13). Глагол «называете» происходит от фонео, которое обычно использовалось, чтобы обратиться к человеку по имени или согласно званию (см. 1:48). «Учитель» (дидаскалос) является эквивалентом еврейского и арамейского слова Равви (1:38). Это слово использовали ученики, обращаясь к своему учителю. Так, ученики Иоанна Крестителя называли его «Равви» (3:26), этим же словом называли Иисуса и Его ученики (1:38, 49; 3:2; 4:31; 6:25; 9:2; 11:8). «Господин» (куриос) тождествен арамейскому мар и был ещё одним титулом Иисуса. Мар встречается в арамейской фразе Марана фа, что означает «Наш Господь, гряди!» (1 Кор. 16:22). После окончания земного служения Иисуса, к Нему обычно обращались, называя «Господом», Тем, кого превознёс Бог и Кому «дал… имя выше всякого имени» (Фил. 2:9; см. Деян. 2:36). Относительно этих титулов, которыми называли Его ученики, Иисус сказал: «Правильно говорите, ибо Я то и есть». Он подтвердил Свою верховную власть, несмотря на то что, смиренно склонившись, только что сделал то, что ученики считали уделом рабов. Иисус хотел, чтобы у них не было никаких сомнений в том, кем Он является.
Иисус продолжил: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (13:14). Он переставил местами Свои титулы, возможно, чтобы подчеркнуть Своё Господство. Он сказал, что, если Тот, кого ученики признавали своим Господом и Учителем, выполнял работу раба, то и они должны охотно делать то же друг для друга. В Лк. 6:46 Иисус упрекает учеников похожими словами: «Что вы зовёте Меня “Господи! Господи!” — и не делаете того, что Я говорю?» Если ученики признавали Его своим Господом и Учителем, то они должны были следовать Его указаниям. У них не было оснований поступать иначе, так как Иисус сказал: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (13:15). Вместо того, чтобы стремиться к почестям и привилегиям они должны следовать примеру своего Господа, смиренно выполняя даже самую низкую работу. Слово «пример» (хуподейгма) означает образец или модель, хорошую либо плохую. По отношению к Иисусу оно встречается только здесь, в книге Иоанна, и больше нигде во всём Новом завете. Иисус заявил, что Его поступок был не тривиальным событием. Он показал Своим ученикам высший пример для подражания. Значит ли это, что церкви сегодня должны совершать это действие? Поступать так, как это делают некоторые религиозные группы, считая, что акт буквального омовения ног является заповедью Иисуса, обязательной к исполнению в церкви, означает полное непонимание Его слов. Хотя этот Его конкретный поступок состоял из омовения запыленных ног учеников, целью этого урока было духовное очищение и смирение. Есть две причины считать, что омовение ног не является обязательной практикой или ритуалом для христиан.
1. Полное отсутствие внешних свидетельств. Нигде в Новом завете омовение ног не преподносится как обязательное к исполнению в церкви. Следует отметить, что в тот же вечер Иисус также установил Господню вечерю; и в Новом завете содержится несколько упоминаний о соблюдении Господней вечери в ранней церкви (см. Деян. 2:42; 20:7; 1 Кор. 11:20–29). Кроме рассказа об омовении ног в Ин. 13, единственное другое упоминание этого действия находится в 1 Тим. 5:9, 10, где идёт речь об «избираемых» вдовах. Но и в этом случае об омовении ног говорится в контексте добрых дел, а не обязательном церковном ритуале. Тертуллиан (ок. 160–225 гг. н.э.) кратко упоминает о нём; но это действие не было ритуальным вплоть до четвёртого века, когда его стали практиковать в одной из Миланских церквей (ок. 380 г. н.э.).
2. Помимо отсутствия внешних свидетельств, существует проблема неверного понимания. Те, кто установили омовение ног в качестве церковного ритуала, не поняли принцип, лежащий в основе этого действия. Кроме урока о необходимости духовного очищения для того, чтобы иметь общение с Христом, Иисус продемонстрировал принцип такой любви друг к другу, какая ведёт к служению, каким бы непочётным оно ни казалось христианину. Подобно тому как Иисус пришёл послужить, а не для того, чтобы служили Ему (Мф. 20:28), так и Его ученики должны посвятить себя жертвенной жизни и служению другим, независимо от их положения (даже «меньшим» из них; Мф. 25:40). Иисус проявил Свою любовь в абсолютной полноте (13:1). Ученики также должны проявлять свою любовь к другим людям, преобразуя свои мысли и чувства для смиренного служения.
Стихи 16, 17. Иисус использовал двойное утверждение «Истинно, истинно», чтобы подчеркнуть важность последующего заявления. Он сказал, что «раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его». Он провёл различие между рабом и господином, а также между посланником и тем, кто его послал. Иисус уже произносил эту истину, и её можно найти в других евангельских повествованиях с незначительными вариациями. Так, в Мф. 10:24, 25 Иисус противопоставляет раба и господина, а также ученика и учителя (см. Лк. 6:40). Иисус подчёркивал тот факт, что раб не больше своего господина, для подкрепления урока, который Он только что преподал. Если Иисус (Господин) мог склониться для выполнения самой низменной работы, то насколько более следовало так поступать Его ученикам (рабам)! Если Иисус, который обладал совершенным знанием о Своей власти, происхождении и предназначении (13:3) не счёл этот труд ниже Своего достоинства, тогда и ученики не должны считать служение другим унижением.
Слово апостолос, переведённое как «посланник», встречается в книге Иоанна лишь здесь и вне связи с Двенадцатью. Синоптические Евангелия сообщают, что этим словом Иисус назвал двенадцать избранных учеников (см. Лк. 6:13), но Иоанн всегда называл их просто «двенадцать» или «ученики». Смысл этой части стиха тот же, что и предыдущей: посланник имеет лишь ту власть, которой наделил его пославший. Позднее Иисус пошлёт учеников в мир, как и Отец послал Его (17:18; 20:21).
Фраза «Если… знаете» призвана подчеркнуть, что ученики знали, что этот принцип был истинным. В англоязычной версии NIV она звучит как: «Теперь, когда вы это знаете». Ученики знали это, то есть, урок, вытекающий из омовения ног; однако одного знания было недостаточно. Поэтому Иисус добавляет второе условие: «блаженны вы, когда исполняете».
Это первая из двух заповедей блаженства в книге Иоанна (см. 20:29). Она подчёркивает то, о чём говорится на протяжении всех Писаний: необходимость исполнения Божьей воли, а не только знания о ней. За всё время Своего служения Иисус неоднократно провозглашал эту аксиому различными способами. Мы должны не только признавать Иисуса Господом, но и исполнять волю Отца, чтобы войти в царство (Мф. 7:21–23). Человек, который слышит слова Иисуса и исполняет их, подобен мудрецу, который строит дом на каменном основании (Мф. 7:24–27). Иисус считает тех, кто исполняет волю Его Отца, членами Своей семьи (Мк. 3:35). Пребывающие в слове Иисуса названы Его учениками (8:31). Иак. 1:22–25 вторит этому учению Иисуса, призывая читателей быть не просто слушателями слова, но и исполнителями его.