Найти тему
Мысли вслух

"Безжизненные" (Yaşamayanlar) - самый необычный сериал турдизи

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Турецкий кинематограф умеет удивлять! В нем есть не только романтические комедии, эпохальные драмы, классические фильмы на все времена, снятые по жемчужинам турецкой литературы, но и совершенно нешаблонные истории для онлайн-платформ. "Безжизненные" или "Неживые" - пожалуй, самое необычное из увиденного в турецком кино.

Фильм снят для платформы Netflix и рушит все главные догмы турецких телевизионных проектов:

  • Всего 8 серий, а не 100-500, где в случае успеха сценарий пишется на ходу всей съемочной командой.
  • Фантастический сюжет про вампиров с супер-способностями.
  • Наличие откровенных сцен с полуобнаженными телами, далеко не невинными поцелуями и телодвижениями и даже оргиями (конечно, в определенных рамках, но сам факт!)
  • Наличие кровавых и жестоких сцен. В кино про вампиров без этого не обойтись, но не советую смотреть за ужином (имела неосторожность посмотреть 15 минут в свой обеденный перерыв и не доела, потому что повезло попасть на одну из таких сцен).
  • Слабая любовная линия. Кто, кого, за что любил, убил, разлюбил, отомстил (подчеркните нужное) разобраться сложно, а в финале так и подавно. Кто видел, тот поймет)

Что было интересным:

  • Хорошо воссоздана вампирская атмосфера: магнетическая музыка и видеоряд на заставке, цветовая гамма картинки на протяжении всего фильма, готичные образы героев. Очень неожиданно для турецкого кино.
  • Целая кладезь знакомых актеров: помимо Керема Бюрсина и Эльчин Сангу, вы встретите здесь Нилпери Шахинкая (барышня, сыгравшая с Керемом аж в 3 сериалах, включая "Этот город последует за тобой" и "Чистая правда"), Эфеджан Шенолсун (Джан из "В ожидании солнца"), Ахмет Сомерс (Альптекин Болат из "Постучись в мою дверь"), а также Биркан Сокуллу, Сельма Эргеч, Орал Озер.
  • Преображение главного вампира Дмитрия (персонаж Керема), когда абсолютно отрицательный персонаж находит в себе глубокое всепоглощающее чувство, но это не останавливает его от жестокости, а приводит к очень необычному решению.
  • Игра Нилпери Шахинкая: в образе вампирши она очень органична, в отличие от большинства остальных актеров.
Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки
  • Основной посыл: не верь своим чувствам, ведь друг может оказаться заклятым врагом, а ненавистный враг - опорой в тяжелую минуту. Посыл не только про выдуманный мир вампиров, он про нашу жизнь, если воспринимать всех героев как аллегорию.

В чем сериал проиграл:

  • Почти все актеры, за редким исключением, переиграли. Сыграть создание, живущее не одну сотню лет, нужно суметь: это может быть воплощение холодной кровожадной жестокости; хладнокровный злодей, играющий со своей жертвой; экспрессивный тип, развлекающий себя от столетней скуки; мучитель, способный на редкое сочувствие; редкий метущийся персонаж, в котором убийца не смог уничтожить живую человеческую душу - любой вариант, но только не банальный супергерой, демонстрирующий крутость и пафос с томными взглядами свысока. Точнее, крутость может быть уместна только в одном случае - у молодого вампира, который мечтал им стать, и только в короткий период, пока суровая реальность не притупила его эмоции и не сделала хладнокровным чудовищем, скучающим, ничему не удивляющимся, равнодушным.

В частности, Керем Бюрсин играет главного отрицательного персонажа, эталонное абсолютное зло, чудовище без чувств и эмоций, убивающий играючи, ради развлечения или поддержания своей власти, без тени сомнения и сожаления. Во всяком случае, таким он предстает в начале. При этом его персонаж очень напомнил другого - Керема Сайера - в период, когда тот "строил" всю школу (сериал "В ожидании солнца"). И лишь во второй половине сериала, когда в Дмитрии зародилось светлое чувство - единственное за все его существование, Керем сыграл отлично: спокойная уверенность, принятие судьбы, способность видеть на 1000 шагов вперед и вдохновлять других на революционные шаги, готовность вверить свою судьбу в руки любимого человека.

Проводя параллель с известными на весь мир персонажами-вампирами в современном прочтении, в качестве эталонов для подражания можно выделить нескольких. Сыграть абсолютное зло, на мой взгляд, не смог никто лучше Майкла Шина (Аро в "Сумерках"), поскольку он смог соединить в своем персонаже и сумасшедшую эмоциональность, и харизму, и жестокость, и властность, и в нем не было ни грамма крутости. Второй представитель абсолютного зла - неподражаемый Том Круз (Лестат в "Интервью с вампиром"), который с улыбкой мог вершить судьбы людей, упиваться силой и в то же время испытывать страх потерять свою бездушную жизнь. Если говорить о вампирах с душой человека, способных любить, страдать, быть благородными и заботливыми, то это мастерски сыграно Брэдом Питтом (Луи в "Интервью с вампиром") и Робертом Паттинсоном (Эдвард в "Сумерках"), они оба органично сыграли то, что обычно вампиру чуждо: эмоции, боль, любовь, сострадание. Еще один феноменальный пример актерской игры - экспрессия и жестокость героини Кирстен Данст (Клодия в "Интервью с вампиром"), сыгравшей женщину-вампира в теле ребенка в возрасте 12 лет, задача колоссальной сложности даже для взрослого актера-гуру, потому как не ожидаешь видеть такой накал страстей, гнева и любви в ее возрасте. Здесь есть чему поучиться всему актерскому составу "Безжизненных". В текущем прочтении многие герои были слишком карикатурными, надменными и будто бы без многовековой ноши бессмертия.

  • Странный финал. Большую часть сериала смотреть было любопытно, очень интересовала развязка, однако в итоге осталось странное послевкусие. Ради чего все это было? Чего добились персонажи финальной сцены?

Брошенный, но все же один из главных вопросов фильма: кто же чудовища - люди или вампиры? С одной стороны, мысль понятна, с другой стороны, вывода нет, и складывается ощущение, что режиссер и не стремился ее четко донести, что больший акцент сделали на самом эксперименте - фильме с нестандартной для Турции темой.

Однако на месте режиссера я бы постаралась донести какой-то более глубокий смысл, чтобы финал был завершенным: что борьба добра и зла - это не борьба людей и вампиров, поскольку она идет внутри обеих конфессий, внутри каждого из героев, внутри каждого из нас; что существование, несущее смерть и боль, приводит к печальному концу; что любовь, какой бы сильной она не была, не стоит жертв и гибели близких людей; что любовь имеет право на жизнь, только если она несет с собой преображение и созидание. Но всех этих выводов вы не найдете, это лишь мысли, которые появляются после просмотра, в поисках ответа о смысле кино. И уверена, что мысли у всех будут разными.

Сериал стоит посмотреть тем, кого не пугают жестокие сцены (их немного, но все же есть), кто готов увидеть за мрачной картинкой нечто скрытое, кто хотел бы оценить эксперимент актеров в совершенно нестандартном для них амплуа, и кто не боится разочароваться. Эмоции на чаше моих весов близки к положению 50 на 50. Но за эксперимент, скорее, склоняюсь в плюс)