Найти тему
3D GRIPINSKY

🔺 Рубрика "Искусство по пятницам" 🔺

Джорджетто Джуджаро (1938)

Итальянский автомобильный дизайнер. Создатель лучших автомобилей в мире.

За 50 лет он создал больше сотни кузовов для автомобилей, без которых нельзя представить ни улицы мегаполисов (первое поколение Volkswagen Golf), ни гоночные треки (Lamborghini Gallardo), ни сверкающие стенды автосалонов (Italdesign Quaranta).

-2


Джорджетто Джуджаро родился в простой итальянской семье. Умение рисовать и тонко чувствовать передалось по наследству. Отец был декоратором и писал религиозные картины, дедушка расписывал фресками церкви. И пока отец вдохновлялся работами Микеланджело и Рафаэля, наш герой тянулся к Пикассо.

"Мое детство прошло вдали от автомобилей, меня интересовало искусство. Мой дедушка рисовал огромные фрески на стенах церквей. Перед тем как приступить к работе, он всегда делал набросок на большом листе бумаги, а потом прокалывал его, выделяя основную линию рисунка. Отлично помню себя, когда мне было от силы три или четыре года, бегающего вокруг деда, занятого работой. Я всегда докучал ему тем, что просил проколоть еще пару листков… Когда я немного подрос, отец научил меня работать с краской, смешивать цвета, готовить стены к рисунку, научил меня технике перспективы… И чуть позже я выбрал художественную школу.

Я всегда любил великих художников Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Гогена… Однажды мой отец посоветовал мне попытаться скопировать некоторые из их самых знаменитых полотен. Так что мой самый первый рисунок — это копия автопортрета Леонардо да Винчи. Именно она помогла мне выявить собственный талант. Я до сих пор храню эту работу, выполненную на черном листе бумаги белым карандашом.

Автомобили я впервые начал рисовать когда ночью ходил в школу технического рисования, после художественных курсов. Лишь в 17 лет я попал на курсы технического дизайна при концерне Fiat. Моим первым учителем был дядя Данте Джакоза (главного инженера Fiat в середине ХХ века), он вдохновил меня и позволил прикоснуться к автомобильному миру, помог совместить мою свободную художественную натуру с техническими возможностями автоиндустрии."

В 1959 году, на Туринском автосалоне несколько эскизов Джуджаро увидел Нуччо Бертоне (основатель и владелец кузовной фирмы «Carozzeria Bertone»), который предложил 21–летнему юноше работать в своем ателье на должности главного дизайнера вместо знаменитого Франко Скальоне.

1967 Alfa Romeo Sprint GT Veloce
1967 Alfa Romeo Sprint GT Veloce


В эти же годы Джуджаро призывают в армию, но он активно работает над новым массовым купе Giulia Sprint GT. Джуджаро позднее будет вспоминать, как вез макет авто для Нуччо Бертоне, находясь в увольнительной. И тот даже немного повредился от тряски из-за плохой дороги. В итоге, купе станет одним из самых удачных проектов нашего героя. И за 14 лет автомобиль разойдется тиражом в 120 тысяч экземпляров.


Позднее из под творческой «руки» Джуджаро выйдут также Fiat 850 Spider и Fiat Dino Coupe. Всего более 20 проектов машин. Затем Джуджаро трудится в Ghia Алехандро де Томадо, где под его руководством создали купе De Tomaso Mangusta и Maserati Ghibli.

В 1968 году Джуджаро совместно с инженером Альдо Мантовани открывают собственное дизайн-ателье ItalDesign.

Первым авто над которым ItalDesign начал трудиться стал седан Alfa Romeo Alfasud с передним приводом и оппозитным мотором.


А для Туринского автосалона компания решила создать однообъемное купе Manta (уникальный случай в автомобилестроении) на шасси спорткара Bizzarrini. На авто планировали разместить мотор V8 с расчетной скоростью 330 км в час. Это авто создали всего за 37 дней.

1968 Bizzarrini Manta
1968 Bizzarrini Manta


Позднее в Турин прибыла делегация Volkswagen, которая выбрала самые яркие новинки автосалона. Четыре из шести были за авторством Джуджаро. Всё сошлось, и Volkswagen, остро нуждающийся, в замене «жука», нанимает Джуджаро.

Джуджаро работает с хэтчбеком Passat. Затем создаёт Golf, у которого появляются клиновидный силуэт и острые углы. В честь «Гольфа» назвали целый класс компактных автомобилей, а общий тираж машины первого поколения составил почти семь миллионов.

Volkswagen Golf GTI
Volkswagen Golf GTI


В 1974 году он создает Pony для корейской Hyundai и затем до 1988 года все главные модели марки имели кузова, нарисованные в Турине.

Isuzu, а потом и Subaru с приходом Джуджаро заказывали все свои новинки у него. Но всё же главная удача в Азии у Джуджаро случилась с Toyota Aristo, более известная как Lexus GS 300. Впервые у японского автомобиля появились европейские черты. До этого никому не удавалось объединить такие детали.

Lexus GS 300
Lexus GS 300


Менее чем за 30 лет великие итальянцы сделали более 70 серийных машин и 80 с лишним концептов. Среди них Scania T–серии и Streamline, все грузовые IVECO, Lancia Delta, Prisma, Thema, Fiat Panda, Uno, Croma, Punto, Saab 9000, Renault 21 и 19, Chrysler Eagle Premier, все модели Seat. Сложно вспомнить автомобильный бренд, для которого компания ничего не делала.

1975 год, довольно непростое время из-за затяжного нефтяного кризиса. В том же году Джон Де Лореан (американский инженер, основатель автомобильной компании De Lorean Motor Company) обратился к Джуджаро, заказав разработку дизайна нового спорт-купе для американского рынка. Де Лореан был заинтересован в наших ноу-хау и способности браться за различные направления работы во время проектирования и разработки автомобилей. Проект был очень амбициозный, ведь это должен был быть второй в мире автомобиль для массового производства (после Mercedes-Benz 300 SL) с дверьми типа «крыло чайки».


Автомобиль De Lorean DMC-12 встал на конвейер в 1981 году, а на следующий год производство уже было временно прекращено из-за маркетингового просчета. В итоге оно никогда не возобновилось. Сам автомобиль стал знаменитым только много лет спустя — благодаря картине «Назад в будущее», в которой он стал той самой «машиной времени».

В 2015 году Джуджаро уходит из компании, которую создал. По официальным данным, для того, чтобы посвятить больше времени личным интересам. Но позднее стало известно, что Джуджаро открыл новое ателье GFG Progetti. Скорее всего, оно будет работать для корейских и китайских производителей. Джуджаро 85 лет и, по его словам, он недостаточно стар, чтобы просто отдыхать дома. На сегодняшний день известно, что первой работой нового ателье стала доводка китайского суперкара Techrules с микротурбиной, вырабатывающей электричество для тяговых электромоторов суммарной мощностью более 1000 лошадиных сил.

"Думаю, в нашем случае один из главных ключевых элементов успеха — это то, что мы не стараемся создать проекты исключительно с эстетической точки зрения. Дизайн должен быть функционален, эргономичен, пригоден для жизни и тесно связан с философией массового производства."

..............................................................

Текст подготовила
Эвелина Бочарова

#gripinsky_об_искусстве #gripinsky_искусство