Иногда клиенты с недоверием смотрят на метафорические карты. «Хм, а это обязательно? Может про мои проблемы поговорим?» – говорит типичный человек, личность которого захватил критикующий родитель. Дальше вы поймете, почему это актуально для человека с психологической проблемой.
Кто такой родитель
В теории транзактного анализа, автором которого является Эрик Берн, есть понятие эго-состояния. Эго-состояние – это внутренний статус личности. Он проявляется в поведении, в мыслях и чувствах человека. Но мы испытываем разные эмоции и ведем себя по-разному. Логично, что и эго-состояний у каждого человека несколько.
Если обобщить, то в каждой личности живет Ребенок, Родитель и Взрослый. Это основные эго-состояния. Не будем вдаваться в подробности и разбирать разные их виды. Остановимся только на одном – критикующем родителе.
Критикующий родитель – это такой подтип, который запрещает себя вести неподобающим образом: баловаться, хулиганить, лениться и т.д. Эта часть личности отвечает за строгость, серьезность и контроль. У некоторых людей критикующий родитель преобладает столь сильно, что запреты становятся неадекватными. В таком случае внутренний критик убивает всякое творчество, не дает расслабиться.
Как это связано с МАК
Расклад метафорических карт – духовный, творческий процесс, зависящий от воображения. С образами хорошо работают дети. Поэтому, например, выдающиеся режиссеры, художники, актеры и другие люди искусства порой кажутся нам инфантильными. Детская часть личности прекрасно погружается в метафору – детский ум с легкостью принимает миф и верит в него, как в реальность.
А теперь возвращаемся к критикующему родителю. Люди, у которых преобладает данное эго-состояние, подавляют в себе внутреннего ребенка. Точно так же родители говорят своим детям: «Иди поиграй, пока взрослые делают важные дела». При работе с МАК происходит именно такое подавление.
У многих клиентов нарушен баланс эго-состояний. И когда перевешивает родительская сторона – человек утрачивает возможность творчески подойти к решению своей проблемы. Но без этого невозможна психологическая помощь! Психолог не может работать с одним только эго-состоянием взрослого или родителя. Клиент должен разрешить себе быть ребенком. Ему не хватает этого, чтобы заниматься хобби, радоваться жизни, быть незаурядным.
Освобождение внутреннего ребенка от тотального контроля критикующего родителя – в некоторых случаях основная задача психолога. Поэтому, если человек сомневается в эффективности метафорических карт, стоит подумать: а не в этом ли кроется проблема? Разумеется, заставлять клиента работать с картами не стоит. Не всем людям подходит именно этот инструмент. Однако понять это можно только на практике.
Как предложить человеку поработать с МАК
Когда человек показывает недоверие к картам, нужно отработать его возражение – дать попробовать, а уже потом утверждать, что ему это не подходит. Можно сказать:
«Сейчас в тебе говорит твой внутренний родитель. Я хорошо знаком с этой частью личности, потому что ты все время ее показываешь. Но позволь взглянуть и на другие стороны, чтобы помочь. Твой внутренний ребенок может попросить его ненадолго посидеть на диване и почитать газету, пока мы смотрим на карты? Это важно».
Человек, возможно, сам заинтересуется МАК, если мы расскажем ему про эго-состояния. Многих людей будоражит мысль о том, что сейчас будут удовлетворять интерес их внутреннего ребенка. Это всегда приятный процесс, а в психологической работе еще и полезное занятие.
Также можно начать знакомство с текстовых колод. Такие карты выглядят более "серьезно", ведь здесь мы не разглядываем картинки, а думаем над смыслом написанного, отвечаем на вопросы и т.д. По сути это тот же процесс работы с образами, но у критикующего родителя будет меньше возражений. В качестве текстовых колод можно использовать "Вопросы: простые и сложные", "Игры разума", "Коучинг: волшебные вопросы", "PRO отношения", "Вопросы бабушке" и др.
Работа с МАК
Хочу порекомендовать одну технику метафорических карт, которая пробудит в человеке детский интерес к жизни и зарядит творческой энергией. Для этого нам понадобится колода "Просто счастье".
Метафорические ассоциативные карты "Просто счастье" помогут выявить ресурсы, источники вдохновения, позитивной энергии и положительных эмоций в обычной повседневной жизни.
Техника «А что взамен?»
Техника поможет акцентировать внимание человека на тех ресурсах, которые у него есть, но про которые он, возможно, позабыл или перестал замечать в обычной жизни.
1. Из колоды «Просто счастье» выбрать в открытую одну или несколько карт, иллюстрирующих ваше заветное желание:
«Я хочу, чтобы это было в моей жизни!»
Опишите те карты, которые вы выбрали. Почему вам этого не хватает? Что мешает вам этого достичь? Как вы себя чувствуете, когда в вашей жизни этого нет?
2. Далее выберите из колоды в закрытую несколько карт (от 3 до 5), которые отвечают на вопрос:
«Что есть в моей жизни, чему я не придаю большого значения?»
Изучите внимательно эти карты. Быть может, увлекшись далекой целью, вы не замечаете рядом с собой чего-то очень важного. И эти ресурсы, которые уже стали обыденными, могут вам помочь в решении ваших проблем.
В набор входят: 80 карт 70 х 100 мм, инструкция с техниками работы, коробочка из картона.
Колода содержит 80 карт с сюжетами из обычной жизни, изображения источников радости и вдохновения, различных составляющих простого счастья и удовлетворенности.
Разрешите своему внутреннему ребенку иногда выходить наружу и творчески подходить к решению проблем. Желаю счастья и успехов в саморазвитии!
© Иван Чернецкий, специально для Издательства MAK.arcanes