Сегодня цифровая революция охватила практически все виды общественной и экономической деятельности человека и вовлекла в свою орбиту образование в том числе. Поэтому вопрос, каким быть образованию в XXI веке, становится не просто ключевым, но жизненно важным. Как должно измениться школьное обучение в будущем? Какими мягкими навыками и компетентностями (soft skills) в дополнение к профессиональным (hard skills) должен обладать человек в XXI веке, чтобы быть успешным и эффективно адаптироваться к быстро меняющейся конкурентной среде? Зачем и нужно ли учиться всю жизнь?
В 2010 году впервые в истории человечества количество подключенных к интернету смартфонов, планшетов и компьютеров почти в два раза превысило количество живущих на Земле людей (12,5 млрд устройств на 6,8 млрд человек). Через год, в 2011 году, в Германии впервые заговорили о «Четвертой промышленной революции», обозначив новый виток, на который вышли отношения людей и машин. Признаки четвертой промышленной революции — искусственный интеллект, интернет вещей, беспилотный транспорт, 3D-печать, нанотехнологии, биотехнологии и квантовые компьютеры. Все это уже вошло в нашу жизнь и с каждым годом оказывает на нее все большее влияние. Даже если вы не чувствуете этого прямо сейчас в своей жизни. Но просто подумайте: как часто вы покупаете что-то онлайн? Оставляете где-то свои данные? Пользуетесь электронными сервисами? Мир стал меняться быстрее, чем мы могли себе представить. И вместе с этим выросла неопределенность. А все это вместе стало требовать совсем иного от школы. Теперь школа — это ступень, на которой закладываются такие навыки, как умение реагировать на среду, гибко адаптироваться, принимать новые вызовы. Но классическая предметно-оценочная школа не могла — в силу своих установок — подстроиться под эти требования.
Всем стало очевидно, что к жизни в меняющемся мире поздно готовить на рабочем месте — основы современных компетентностей должны закладываться еще в школе. Школа должна не только давать твердые знания. Она должна учить, как применять их для решения сложных и неоднозначных задач, как объединяться для этого в сильные коллективы и действовать вместе, как приспосабливаться к новым условиям жизни (и — главное — научиться ими управлять). Такие навыки, дополняющие знания, стали называть по-разному: навыки XXI века, компетенции, или компетентности XXI века.
Рассмотрим основные отличия современной школы от традиционной. Первое изменение — это разница в подходе. В современной школе учитель не передает знания детям, стоя у доски с указкой, а побуждает их делать собственные открытия, «пропускать знания через себя». Сильно меняются и принципы «работы с материалом»: вместо запоминания фактов, которыми заполняются воображаемые «полочки» в памяти, дети изучают факты для понимания принципов и выстраивания взаимосвязей, чтобы увидеть всю картину в целом, а не ее отдельные фрагменты. Целью уроков становится не просто «пройти материал», а достичь такого уровня понимания предмета, который позволит применять полученные знания в разных ситуациях..
Учителя и ученики в современной школе — равноправные собеседники, причем ученики задают больше вопросов, чем учителя. И удачно поставленный вопрос ценится не меньше, чем правильный ответ. Учитель помогает детям формировать навыки и привычки, которые связаны с пробуждением любопытства, умением выбирать приоритеты и гибко переключаться между ними, пробовать разные способы достижения цели, участвовать в совместной работе с другими учениками и мотивирует их осмысливать эти привычки — обдумывать, какой способ действия уже однажды оказался успешен (например, при планировании работы), какие в прошлом опыте можно припомнить промахи и «грабли». Задания, учебные ситуации, которые предлагает учитель, всегда, где это уместно, помогают ученикам увидеть связь между школьным знанием и реальной жизнью.
Учебная программа, построенная вокруг «больших идей» — важнейших понятий, которые ученики осмысляют в разных ситуациях и с разных позиций, — не создает у ребенка ощущения перегруженности: ему не нужно помнить огромное количество разрозненных фактов, которые надо подставить в тестовые задания. Ученик, который понял принципы, лежащие в основе предметных знаний, может сам достраивать детали, двигаясь от целого к частному. Даже если впоследствии дети забудут множество частных деталей и фактов, «большие идеи» останутся с ними на всю жизнь, потому что они помогают понимать мир: позволяют лучше понимать связи между явлениями, логику процессов, прогнозировать последствия действий.
С ребенком же остается и интерес к учебе, умение учиться — а это поможет на протяжении всей жизни находить подходы к сложным, нестандартным ситуациям, использовать возникающие возможности и адаптироваться к новым обстоятельствам. В школе, в которой наряду с глубокими знаниями уделяется внимание развитию «универсальных компетентностей» учеников, где вместо стандартных тестов ученики выполняют собственные проекты, где учитель не начальник и судья, а коллега и мотиватор, гораздо интереснее учиться. А это главное условие для того, чтобы знания и умения, полученные в школе, остались с учеником надолго.
Именно на это и нацелена Программа по развитию личностного потенциала.
Методика Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала с использованием инструментов социально-эмоционального и когнитивного развития. В основе методологии Программы следующие научные концепции и школы:
- Методология диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды В. А. Ясвина (МГПУ);
- Методология стратегического проектирования в образовательной организации А. М. Моисеева (МГПУ);
- Методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое и креативное мышление, коммуникация и кооперация) и формирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов в адаптации М. А. Пинской (РАНХиГС).
Что мы с вами видим в основании Программы? Целевой ориентир-ЛИЧНОСТЬ!.
Педагог, который использует в полном объеме все инструменты данной Программы, сможет реализовать успешный проект -Формирование ЛИЧНОСТИ! Своей и ученика. А как это сделать?
Давайте пробовать вместе! Присоединяйтесь к нашему проекту и учитесь вместе с нами!