Я по роду своей деятельности очень много взаимодействую с подростками. И очень часто вижу, что ребёнок действительно с явно-выраженной симптоматикой, характерной для какого-либо патопсихологического синдрома. Но родители его просто ругают, упрекают и призывают "ВЕСТИ СЕБЯ НОРМАЛЬНО".
Представитель администрации учебного заведения на моём прошлом месте работы ругал мою студентку и призывал её "ВЗЯТЬСЯ ЗА УМ" и посещать занятия и сессию. А она вяло и очень тихо объясняла, что боится выходить из дома, не может ездить на транспорте. На мой вопрос, как на это реагируют родители, она ответила: "Проводят воспитательные беседы"...
Другой студент брал дверные ручки и предметы только салфетками.. Родители его тоже... отчитывали и взывали к его здравому смыслу.
Речь идёт о несовершеннолетних студентах. То есть отвечают за их состояние и здоровье родители. И они так реагируют на поведение своих чад не потому, что они такие плохие, а по не знаю, от отчаяния, от усталости, от неверных установок о хорошем и плохом поведении, от страха перед психическими расстройствами, которые проще отрицать, чем понять.
Потому я продолжаю цикл публикаций про основы клинической психологии, о том, зачем это знать психологу-консультанту.
Но более всего хотелось бы привлечь внимание к тому, что с некоторыми симптомами обязательно стоит обратиться к медицинскому психотерапевту, патопсихологу или психиатру. В этом нет ничего критичного, в случае различных психических расстройств такая помощь просто будет действительно действенна и эффективна. А определить надобность такого обращения как раз и должен грамотный психолог-консультант.
Так, изучая клиническую психологию в консультировании, мы разбираем например такие случаи.
Приведу ситуацию и мой разбор.
Юрий 15 лет. Из хорошей, дружной семьи. Мать склонна к чрезмерной опеке сына. С детства отличался пугливостью. В возрасте полутора лет, после того, как испугался включенного пылесоса, появилось заикание. Посещал специализированный детский сад для детей с нарушениями речи – к шести годам заикание полностью исчезло. Был застенчив, играть любил с девочками. В школе учился хорошо, старательно, но был робок, нерешителен, постоянно тревожился за мать, отца, старшую сестру – как бы с ними не случилось чего-нибудь плохого. Если мать опаздывала с работы – бежал из дома ее встречать. С двенадцати лет появились первые навязчивости. После того, как тайком от старших прочитал брошюру о венерических болезнях, стал бояться заразиться ими – начал часто мыть руки. С 14 лет – появилась масса других навязчивостей. Перед уходом в школу выполнял ряд ритуалов – чтобы не получить неудовлетворительной оценки, чтобы не случилось ничего плохого. Одевался строго в определенной последовательности, несколько раз дотрагивался до выключателя, шел в школу по строго определенному маршруту. Обследован неврологом, данных за органическое расстройство ЦНС не выявлено.
- Определение патопсихологических синдромов, которые необходимо дифференцировать в данном случае.
Здесь нужно дифференцировать шизофренический синдром и психогенно-невротический синдром.
Основанием для предположения шизофренического синдрома здесь могут быть нарушения изменения в мотивационной сфере - здесь пациент придаёт определённую значимость явлениям, изменяя их значения, что переходит в навязчивости, в появление ритуальных действий.
Основанием для предположения психогенно-невротического синдрома является: неадекватно высокий уровень тревожности, препятствующих психической адаптации человека в условиях фрустрации. Проживание тревожных ситуаций возможно при соблюдении определённых ритуалов.
- Что особенно важно выявить для дифференциальной диагностики?
Для дифференцииации важно выявить имеется ли нарушение мышления, характерное для шизофренического синдрома, а именно: нарушение операционной стороны, мотивационной стороны и нарушение критичности и др. А также определить наличие или отсутствие нарушений в эмоционально-волевой сфере, например, неадекватные по амплитуде и направленности реакции на относительно стандартный стимул.
- Примерный план обследования и коррекционной работы.
Исследование на выявление наличия нарушений мышления с помощью различных тестовых методик. Например, такое исследование может проводиться с помощью следующих методик:
Методики классификации по группам, «4 лишний», «Выделения существенных признаков» и др.
Также с пациентом необходимо провести диагностическую психологическую беседу, в ходе которой определить наличие или отсутствие в качестве причины данного состояния психогенного фактора, что характерно для психогенно-невротического синдрома. Также в ходе такой беседы нужно определить вегето-соматические проявления.
Уместно провести исследование нарушений восприятия с помощью теста Роршаха, для выявления характерных шизофреническому синдрому интерпретаций испытуемого.
Коррекционная работа может проводиться в ходе бесед пациента с психотерапевтом или клиническим психологом. Возможно применение различных методик, выявляющих травматизацию клиента, уместна работа с травмой в различных подходах, работа с психологическими защитами, развитие у клиента внутренних опор и научение его проживанию тревоги. Также следует назначить консультацию у медицинского психотерапевта для определения надобности и возможного назначения лекартсвенных препаратов.
Более тщательный подбор методов психокоррекционной работу возможен по итогам подтверждения того или синдрома.
Также я веду свой телеграм-канал с более кратким контентом, подписывайтесь: Психологический отель
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Педагог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru