Найти тему
История моды с Марьяной С.

Серебристое, красное и кружевное

В истории портретной живописи есть период, от которого я теряю волю, как полосатый слон при звуках флейты. :) Самый конец XVI века и первые десятилетия века следующего. Этот период, скажем так, на любителя - мастерство художников ещё не дарит нам игру света и тени, позы статичны, а лица застывшие.. Казалось бы, что привлекательного? Бог мой, как тогда выписывали детали костюмов!

"Портрет Анны, супруги Джона Лавли",  Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс
"Портрет Анны, супруги Джона Лавли", Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс

Шляпа, по фасону напоминает мужскую - дамы тогда смело заимствовали его у джентльменов. Драгоценной пряжкой решили не ограничиваться - украшения выложены вокруг тульи. Воротник, отделанный кружевом, уже не напоминает мельничный жернов, он опустился - время их уходит, на смену придут отложные воротники. А такие вот-вот окончательно выйдут из моды. Серьги - сочетание драгоценных камней и шёлковых чёрных нитей, весьма популярное украшение в ту эпоху. Кружево на плечах и удерживают две крупные броши в виде анютиных глазок.

"Портрет Анны, супруги Джона Лавли",  Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс. Деталь.
"Портрет Анны, супруги Джона Лавли", Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс. Деталь.

Третий цветок придерживает кружево на груди. С левой стороны медальон (как сказано в описании портрета, с золотым амурчиком).

Костюм сложный: на даме надет вышитый жакет, а поверх него - лиф платья с очень глубоким декольте и с разрезными рукавами, сквозь которые виден всё тот же жакет. Воротников, по сути, два - один вокруг шеи, другой, отложной, выложен поверх платья. Если присмотреться, то видно, что поверх вышитых рукавов жакета идёт прозрачная ткань - приём, к которому нередко прибегали в предыдущем веке, этакий прозрачный чехол. Поверх воротника, по самому краешку, лежит тяжёлое ожерелье, как сказано в описании - агатовое. На груди его придерживает всё тот же "анютин глазок". К краешку лифа прикреплены ленты с роскошными часами и ключом:

"Портрет Анны, супруги Джона Лавли",  Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс. Деталь.
"Портрет Анны, супруги Джона Лавли", Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс. Деталь.

Левую руку обвивают браслеты, видимо, тоже из агата, и всё те же чёрные нити. Версий я читала несколько: они удерживали на месте дорогие/памятные украшения, они были призваны оттенить своей простотой роскошные костюмы той эпохи, и, наконец, это признак траура. В руке Анна сжимает веер-опахало из страусовых перьев. Откидные верхние рукава платья демонстрирую красную подкладку:

"Портрет Анны, супруги Джона Лавли",  Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс. Деталь.
"Портрет Анны, супруги Джона Лавли", Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс. Деталь.

Правая рука лежит на столе поверх разукрашенной книжечки - скорее всего, библии. Рядом пара роскошных перчаток. Браслет, скорее всего, жемчужный, а нити не просто обвивают руку - к ним прикреплено кольцо, приколотое к манжету. Нет, так кольца обычно не носили, в данном случае оно должно что-нибудь символизировать...

"Портрет Анны, супруги Джона Лавли",  Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс. Деталь.
"Портрет Анны, супруги Джона Лавли", Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс. Деталь.

Подол нижней юбки украшен крупным цветочным узором и тремя рядами драгоценного кружева, верхней - золотой тесьмой, на туфельках - декоративные проколы и розетки из красных лент:

"Портрет Анны, супруги Джона Лавли",  Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс. Деталь.
"Портрет Анны, супруги Джона Лавли", Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс. Деталь.

Юбка верхнего платья, как и рукава, посажена на красную шёлковую подкладку. И на портьерах, разумеется, тоже роскошная бахрома:

"Портрет Анны, супруги Джона Лавли",  Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс. Деталь.
"Портрет Анны, супруги Джона Лавли", Джон Сауч, ок. 1625. (с) Из коллекции Галереи Вейсс. Деталь.

Словом, миссис Анна Лавли представала перед зрителями во всём блеске!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!