Когда мои друзья из числа коллег просят помочь с затруднениями в профессиональной деятельности, я стараюсь удержаться в русле интервизионной помощи.
Интервизия - форма повышения профессионализма и коллегиальной поддержки, когда происходит общение всех участников на одном уровне, другими словами "на равных". Коллеги обмениваются знаниями, своим видением случая, делятся опытом работы, методическим материалом и т.д.
Довольно часто интервизионный формат профессиональной поддержки даёт специалистам возможность почувствовать больше уверенности в сопровождении клиента/пациента, получить ресурс для дальнейшей работы и быть некоторое время достаточно эффективным.
Формат интервизии, по сути, предполагает дружеско-коллегиальную поддержку. Как известно, друзья в стремлении сохранить отношения могут избегать обсуждения глубоко личных тем. То же зачастую происходит и на интервизии. Как правило, в интервизионном поле осуществляется анализ случая на клиентском уровне, в лучшем случае - на втором уровне, когда рассматриваются отношения клиента и специалиста.
Мой опыт супервизии показывает, что новые супервизанты, знакомые с интервизионной поддержкой, чаще всего не подозревают о существовании уровней супервизии, в частности, третьего уровня, на котором рассматриваются контрпереносные реакции психолога/психотерапевта, связанные с тем, как специалист откликается на неосознанный запрос клиента и его психологическую игру.
Увидеть контртрансферентные реакции и сообщить об этом специалисту может супервизор, не стремящийся к роли адвоката супервизанта, защищающий клиента и в то же время способный контейнировать растерянность и беспокойство супервизанта из-за раскрытия им своего стиля работы с клиентом, а так же опасения критики супервизора.
Любопытно, что в лице супервизора некоторые специалисты желают видеть друга, а в некоторых случаях даже доброго родителя. Чаще всего это начинающие специалисты, либо специалисты, у которых небольшой опыт супервизионного сопровождения. Страх быть фрустированным во время супервизии вызывает стремление искать в супервизоре исключительно поддерживающую фигуру, своего рода "Заботливого гуру".
Далее цитирую свою статью "Как происходит выбор супервизора?":
Недостаточно уверенный в себе и своих компетенциях специалист поначалу может неосознанно выбирать супервизора как друга, тёплого родителя или адвоката, чтобы защитить свою уязвимую нарциссическую часть.
Тогда после поддерживающей супервизии он будет испытывать приподнятость и самоудовлетворение от полученных поглаживаний супервизора. Самооценка в таком случае действительно возрастает.
Однозначно супервизия необходима психологу в качестве поддержки для профессионального роста. Однако отношение к тому, как поддержка осуществляется, может существенно отличаться. Мне нравится метафора музыкальной аналогии:
"...Ни одна из групп не нуждается в напоминании о местоположении ноты "си" на клавиатуре. В большей своей части супервизорская работа сродни исследованию различных способов, которые выбирает пианист, исполняя начало четвертого концерта Бетховена или второго концерта Рахманинова" (Эдуард Мартин, "Проблемы и вопросы этики в супервизии", 2006).
Другими словами, супервизор может стать для супервизируемого своего рода гуру, и даже опекуном, или пара "супервизор-супервизант" установят горизонтальные отношения - как коллега с коллегой. Тогда во втором случае возникает пространство для качественного исследования конфликтной сферы отношений пары "психолог (специалист) - клиент (пациент)" и профессионального роста и супервизанта, и супервизора.
В телеграм-канале мнения коллег разделились, кто-то видит в супервизоре наставника, кто-то друга, кто-то эксперта. Опрос "Кого хотите видеть в супервизоре больше всего?" Поделитесь своим мнением.
На мой взгляд, в дружеских отношениях нет возможности избежать субъективности, которая мешает в исследовании и понимании новых аспектов взаимоотношений психолога и клиента.
Оптимальным вариантом в супервизии является экспертно-наставническая роль супервизора, позволяющая удерживаться в нейтральной горизонтальной позиции по отношению к супервизируемому.
© Анжелика Стражкова, 2023. Все права защищены. При использовании материала прямая ссылка обязательна.
Анжелика Николаевна Стражкова - акрредитованный супервизор ОППЛ с правом проведения групповой и индивидуальной супервизии. Договор, учет часов супервизии, накопительные сертификаты.
Для специалистов помогающих профессий предлагаю глубинную полимодальную супервизию в индивидуальном и групповом форматах.
Больше материалов на Телеграм-канале, подписывайтесь на канал Глубинная полимодальная супервизия https://t.me/hypervisia
Другие статьи по супервизии здесь и тут на B17. Статьи не повторяются на разных каналах, поэтому подписывайтесь, чтобы быть в курсе новых публикаций.
Читайте и подписывайтесь на наш канал в Телеграм Психологическая беседка, где вы найдете информацию, статьи, поддержку и тёплое отношение. Участвуйте в обсуждении статей, нам интересно ваше мнение! При необходимости консультации специалистов обращайтесь на наш канал Пси беседка в Телеграм и к помощникам https://t.me/apsyonline.