Найти в Дзене
Скар Крипипастов

Retro esthétique! Три современных эстетских хоррора, которые вы еще не видели

Оглавление

Bienvenue в декадентские катакомбы эстетического ужаса месье Скара, дорогие mes amis!

По неизвестной даже британским учёным причине жанр ужасов и смежные с ним мультижанровые ответвления среди большинства обывателей и даже многими кинокритиками принято считать "низкими". Между тем, лишь одно то, что они обращаются напрямую к самому древнему и сильному из чувств человечества - страху, и при этом делают это множеством самых утонченных и замысловатых способов, должно автоматически реабилитировать, и, напротив, возвышать хоррор в глазах интеллигентной аудитории. Ведь именно он, родимый, пусть и исподтишка, безжалостно препарирует самые темные глубины загадочной человеческой души, жонглирует архетипами и открывает глаза на области бессознательного. Претензии к зачастую примитивной и провокационной форме также давно должны кануть в прошлое с уходом эпохи эксплуатейшена и малобюджетного трэша - сейчас в чести утонченный elevated horror, интеллектуальная новая волна и слоубернеры. Даже самые упертые и взыскательные журнальные критики ныне рукоплещут Ари Астеру и Роберту Эггерсу.

-2

Но начало это "ужасного" ренессанса стоит искать гораздо раньше. Ведь базис для современного умного хоррора заложили еще классики времен видеопрокатов и ч/б. Кроненберг и Ардженто, итальянское джалло и мрачный немецкий кино-экспрессионизм продолжают удивлять и восхищать своим уникальным кино-языком новое поколение хроникеров ужаса. Не удивительно, что ретро-эстетика довольно часто становиться главным источником вдохновения многих независимых кинорежиссеров, создающих малоизвестные широкой публике кино-шедевры на стыке классического хоррора, постмодерна и арт-хауса. В основном подобные картины довольно быстро растворяются без следа в потоке поп-культурного "белого шума", перед этим пару раз сверкнув на нескольких авторитетных жанровых фестивалях "для своих". Старина Скар откопал для вас несколько наиболее ярких и необычных экземпляров, и готов подробно о них рассказать.

Странный цвет слёз твоего тела/L'étrange couleur des larmes de ton corps (2013)

-3

Режиссеры: Элен Катте, Бруно Форцани

В ролях: Клаус Тангэ, Урсула Бедена, Джо Кёнер

Рейтинг: Кинопоиск - 6,3/Imdb - 5,9

-4

Самый обыкновенный бизнесмен по имени Дэн Кристенсен возвращается в свой совершенно необыкновенный дом, похожий на дитя архитектурного греха мюнхенского югендстиля с парижским ар-нуво, и обнаруживает... Точнее, ничего он там не обнаруживает. А должен был. Благоверная супруга по имени Эдвиж (жирный оммаж на диву италяьнского ретро-кинематографа Эдвиж Феннек) как сквозь землю провалилась - мало того, что не отвечала на звонки встревоженного муженька, так еще и дверь закрыла изнутри, а сама изволила дематериализоваться. Озадаченный Дэн, как любой нормальный мужчина, попавший в неоднозначную ситуацию, напивается до чертиков, и начинает дебошири.. точнее, знакомиться с немногочисленными (и ооочень странными) соседями дома-артинсталляции, в попытках выяснить хоть что-то про загадочное исчезновение своей прекрасной молодой жены. Вместо этого он выясняет, что бэдтрип может существовать в форме кинопленки, и даже вмешательство в дело полицейского детектива не способно остановить нескончаемые волны всепоглощающей кислоты.

-5

Бельгийцы по праву могут гордиться не только своим горьким шоколадом и ароматными вафлями, но и безумной супружеской парочкой кинематографистов Элен Катте и Бруно Форцани, которые собственноручно изобрели новый поджанр - бельгийское пост-нео-джалло. И стали его главными и почти единственными апологетами еще со времен своего громкого фестивального дебюта - фильма Горечь. Собрав все основные приметы классического итальянского giallo (для аутентичности даже снимали на 16мм. пленку), супруги довели их до абсурдной абстракции, сделав ставку на гипертрофированно-прекрасный визуальный ряд, и обрывочное постмодернистское повествование.

-6

"Странный цвет слёз твоего тела" - их вторая картина, в которой они отшлифовали до совершенства свои стилистические приемы из "Горечи", при этом окончательно уничтожив любые зачатки связного сюжета, раздробив содержание на сотню загадочных и, на первый взгляд, слабо связанных между собой мизансцен. Визуальная красота и избыточный эстетизм этой монументальной работы буквально захватывает дух, каждую сцену можно ставить на стоп-кадр, распечатывать, и вешать на стену в рамочке, а провокационная и экстремальная структура сумасшедшего сценария, изобилующего явным фрейдистским подтекстом и плотским симфолизмом, способна просто взорвать мозг неподготовленного зрителя. Это как если бы Линча эры "Подпольной империи" укусил Ардженто под спайсом. Определенно, для большинства этот фильм несправедливо покажется лишь набором кадров из горячечного сна страдающего шизофренией. Но одно я могу точно вам пообещать - это будут безупречно красивые кадры. И странные. Как цвет слез чего-то тела...

Рассвет застилает глаза/Hinter den Augen die Dammerung (2021)

-7

Режиссер: Кевин Копацка

В ролях: Анна Платен, Джефф Вильбуш, Фредерик фон Люттишау

Рейтинг: Кинопоиск - 5,0/Imdb - 5,1

-8

Необычная супружеская пара - вспыльчивый и по-бюргерски предприимчивый Дитер, и меланхоличная мечтательная Марго, на ночь глядя приезжаю в старый пустующий готический особняк, словно сошедший со страниц произведений Эдгара По или Монтегю Джеймса. Ветхая, но величественная недвижимость досталась Марго по наследству, а преисполненный деловых амбиций Дитер уже планирует продать еe, и мысленно подсчитывает потенциальную прибыль от выгодной сделки. Но прогулка по пыльным залам настраивает женщину на ностальгический лад, и вот уже в ее голову закрадываются сомнения насчет продажи дома. Назревает конфликт, вскрывающий старые обиды и противоречия шаткого и неравного брака, а находки Дитера в мрачном подвале и ощущение, что они не одни в этом зловещем огромном склепе для призрачных воспоминаний, окончательно подводит героев к грани безумия...

-9

Если Вам показалось, что представленный выше синопсис больше похож на "Сцены из супружеской жизни" Бергмана, чем на брутальный хоррор - забудьте. Место Бергмана здесь скорее должен занять Фриц Ланг и Райнер Фасбиндер. А еще Бава, Роллен, Кубрик и еще с десяток громких фамилий, известных каждому настоящему ценителю синематографа. Ведь необычный яркий дебют в полном метре немецкого режиссера Кевина Копацки - это не что иное, как талантливый и изобретательный постмодернистский пастиш, калейдоскоп стилей и мозаика удачных заимствований. Здесь все ожидаемо не то, чем кажется на первый взгляд, готическая история о доме с привидениями ловко трансформируется в кислотный трип в стиле Гаспара Ноэ, а четвертая стена трещит по швам и пылит на расплывшегося в недоуменной улыбке зрителя метаиронической штукатуркой. Впрочем, эта улыбка легко может превратиться в кислую гримасу, если вы недостаточно "насмотрены" и невнимательны, ибо в таком случае понять режиссерский замысел в полной мере едва ли удастся. Хотя "Рассвет застилает глаза" прекрасно работает и в отрыве от своего культурологического подтекста, радуя глаз эстетской стилизованной картинкой, будто сошедшей с пожелтевших пленок би-муви начала семидесятых, и глубокой тревожной атмосферой сюрреалистичного хоррора, шокирующего неоднозначной концовкой. В любом случае, этот относительно свежий мультижанровый эксперимент без сомнения станет одним из самых необычных киноэкспириенсов в вашей жизни. Как говориться, must see.

Лус (Медиум)/ Luz (2018)

-10

Режиссер: Тильман Сингер

В ролях: Луана Велис, Йоханнес Бенеке, Ян Блютхардт

Рейтинг: Кинопоиск - 4,9/Imdb - 5,4

-11

Поздней ночью в почти пустующий полицейский участок забегает шокированная девушка в белой бейсболке и с многочисленными ссадинами. Ее зовут Лус, и она таксистка. Накануне этого позднего визита явно произошло нечто ужасное, но Лус в силу своего психологического состояния и скверного владения немецким (она родом из Чили) не может ничего рассказать дежурным стражам порядка. На счастье (на самом деле, совсем наоборот) в участке оказывается опытный психотерапевт, который вводит девушку в состояние транса. Подвох в том, что некоторое время назад в доброго доктора вселился некий демон, преследующий Лус еще со времен инцидента из детства таксистки, когда она вызвало древнее зло в чилийской каталической школе...

-12

Еще один яркий образчик сумрачного тевтонского гения, "Лус", помимо прочего, примечательна еще и тем, что это дипломная работа (!) молодого немецкого режиссера Тильмана Сингера. Но несмотря на это фильм получился настолько зрелым и самобытным, что снискал большой фестивальный успех и признание критиков, которые не ленились сыпать дифирамбами в сторону этого тягучего евро-хоррора. Данная картина гораздо проще, если в данном случае это слово вообще уместно, относительно своих соседей по подборке в плане сценарной структуры и нарратива. Что для рядового зрителя можно скорее записать в огромный плюс. При этом она нисколько не уступает в эстетской подаче и густой словно масло атмосфере авторских ретро-хорроров прямиком из девяностых.

-13

Страх здесь нагнетается постепенно, медленно парящая камера обещает слоубернер в лучших традициях современной "высокой школы", а зернистая картинка (как и "Странный цвет слез твоего тела", фильм снят на артефактную 16 мм. пленку) вызывает щемящее чувство ностальгии по дням минувшего будущего. Это какая-то необъяснимая, ничем не обусловленная напрямую магия кино, когда простейшие декорации и нехитрый инструментарий при скромном бюджете и прямых руках превращаются в нечто почти мистическое и по-настоящему завораживающее. "Лус" - это и нео-джалло, и карпентеровский ретро-хоррор, и, скорее всего самый необычный мистический триллер про одержимость, который вы смотрели в своей жизни. Так что пусть вас не обманывает традиционно по-идиотски локализованное название и невзрачный русскоязычный постер на "Кинопоиске". Просто посмотрите трейлер, и если окажетесь хотя бы немного заинтригованы - значит определенно стоит дать "Лус" шанс.

..................................................................................................................................................................

А на этом пока все!

Друзья, пишите, смотрели ли вы какие-то фильмы из этой эстетской кино-подборки, и какие бы еще высокохудожественные и странные хорроры добавили бы

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!

Для поддержки канала и на новые острые крюки в подвал донатим сюда: qiwi.com/n/SCARCREEPY

Помните, что Ваша вклад крайне важен для развития канала и скорейшего появления нового интересного и информативного контента!

It's a SCARy time!