Древнерусскую архитектуру часто сравнивают с застывшей музыкой. Следуя образной аналогии, Воскресенский монастырь в Угличе можно уподобить могучему симфоническому аккорду.
Выдающийся ансамбль создан стараниями легендарного Ростовского митрополита Ионы Сысоевича (ок. 1607-1690). Пишут, что иерарх был честолюбив и тщеславен, склонен к роскоши, обожал пышные празднества и помпезные шествия. Но право, маленькие человеческие слабости меркнут перед огромным вкладом, внесённым Ионой Сысоевичем в сокровищницу русской культуры.
Историки спорят, был ли ростовский митрополит лишь могущественным заказчиком художественных ценностей, или принимал непосредственное участие в их создании? Так или иначе, связанные с его именем объекты культурного наследия отмечены печатью высокого творчества.
Взять хотя бы знаменитые Ростовские звоны, созданные под началом иерарха. Дивная гармония сочетается в них с могучей поступью Русской Державы, воспрянувшей от губительной Смуты. Тон в ансамбле ростовской звонницы по сей день задаёт исполинский колокол Сысой весом 2000 пудов (32 тонны). Он доныне остается крупнейшим из звучащих исторических колоколов. «Тщеславный» митрополит дал ему имя в честь своего отца, ростовского священника Сысоя.
Но особенно ярко проявились блестящие творческие и организаторские способности Ионы Сысоевича в создании ряда архитектурных ансамблей.
«Идеалом красоты нашего народа» называл искусствовед Лев Любимов возведенный владыкой Ростовский кремль (Архиерейский дом, 1650-1680).
Одновременно по воле Ионы Сысоевича были построены соборные храмы Петровского (1682-1684) и Спасо-Яковлевско монастырей (1686-1691), Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицкой обители, величественные Митрополичьи палаты в Ярославле (1680-90 гг.)
И наконец, видное место в этом ряду занимает Воскресенский монастырь в Угличе. Амбициозный иерарх и здесь не забыл себя любимого. Именно в этой обители он, будучи 20-ти летним юношей, принял монашеский постриг под именем Ионы.
Ностальгическая память иерарха о своих духовных истоках обрела поистине титанические масштабы. О русских обителях часто пишут: «монастырский ансамбль создавался в течение нескольких столетий» …
Воскресенский же монастырь был возведен по единому замыслу за три года - с 1674 по 1677 гг!! Звучная асимметрия, придающая неповторимое своеобразие многим древнерусским памятникам, достигает здесь своего апогея.
Главный, западный, фасад комплекса представляет собой причудливую панораму разновысоких строений, обрамлённую слева громадой Воскресенского собора. По канонам ярославского зодчества, он окружен двумя невысокими приделами, и завершается огромными «пучинистыми» куполами.
Но, пожалуй, не собор, а стенообразная звонница с небольшой главкой является доминантой ансамбля. Архитектура её вполне традиционна: она строилась по образцу звонницы Ростовского кремля. И всё же своими лаконичными формами она вносит в композицию некое новаторское «урбанистическое» начало.
Приведу сравнение, может, слишком уж образное: на месте захотелось подойти и прикоснуться к звоннице, как к таинственному прямоугольному монолиту из фильма Кубрика. Весьма экзотично название храма, размещенного в ярусе под звоном. Его престол освящен в честь Святой Марии Египетской.
Правую часть ансамбля занимает трапезная палата. Её монументальный объём создает колоритный контраст с часобитной башенкой и стройной церковью Смоленской Богоматери. Объединяющим лейтмотивом всего ансамбля служит крытая галерея, состоящая из мощных, плавно очерченных арок.
Не менее выразителен восточный фасад Воскресенского монастыря. Многочисленные абсиды собора и Смоленской церкви, украшенные тонко сработанными наличниками, образуют живописную ритмичную композицию.
Древние стены оживляют многочисленные муравленые изразцы. Сюжеты их столь разнообразны, что могли бы составить тему для отдельного исследования. Среди них «Сказочный грифон», «Государев орёл», «Древо жизни», «Всадник», «Воины со щитами», «Штурм города» и «Самсон раздирает пасть льву».
Несомненный исторический интерес представляет изображение всадника с надписью «Поляк едет» - дань бурным событиям Смутного Времени.
Нужно сказать, что строил Иона Сысоевич на века, будто предчувствуя трудную судьбу своих творений. И как показало время, инженерная прочность строений Воскресенского монастыря оказалась поистине фантастической.
Так, в 1764 году монастырь был упразднен по указу Екатерины II «О секуляризации церковных вотчин». Учрежденному на его месте городскому приходу столь обширный комплекс был ни к чему. Для совершения служб использовался лишь собор, остальные же строения пребывали в полном забвении.
И к началу 20 века монастырский ансамбль настолько сильно обветшал, что известный историк-искусствовед Борис Николаевич Эдинг с тревогой писал: «Близко то время, когда только куча кирпичей будет указывать на существование здесь памятника архитектуры XVII столетия».
Но вопреки всем мрачным прогнозам монастырский ансамбль дожил до ударных будней 1930-х гг. Однако его постигли новые тяжкие испытания. В 1935-1940 гг. в 400-х метрах (!) от драгоценного ансамбля была возведена Угличская ГЭС с 12-ти метровым перепадом уровня Волги по шлюзу.
Посмотрите на фото - за кромкой плотины над монастырём нависает колоссальная масса воды. Что по аналогии с нерадивыми жильцами, заливающими нижних соседей, вызвало катастрофическое повышение уровня грунтовых вод.
В итоге почва под историческим памятником стала превращаться в подобие зыбкого болота. Фундаменты строений угрожающе «поплыли», церковные своды прорезали многочисленные трещины и разломы.
Казалось, что дни Воскресенского монастыря, опять же, сочтены. И лишь экстренная реставрация 1965 - 1975 гг. с укреплением грунта отверждаемыми реагентами на какое-то время отсрочила обрушение.
Но как пишут, сейчас памятник опять пришел в аварийное состояние, зловещие трещины рвут маячки. На 2022 г. год была запланирована очередная реставрация, но об её итогах что-то ничего не слышно …
Остаётся лишь надеяться, что бесценное наследство, завещанное нам Ионой Сысоевичем, будет сохранено для потомков