Величественные дворцы издавна составляли славу русского зодчества. Из века в век: в 18-м и 19-м столетиях, и в начале столетия 20-го отечественную архитектуру пополняли ансамбли, поражавшие своим масштабом и взлётом творческого гения.
А если заглянуть еще глубже, в допетровские времена? Строились ли каменные дворцы на Руси в веке 17-м?
Извольте – в Ярославле близ Волжской Стрелки красуется великолепный дворец XVII века, вошедший в историю под названием Митрополичьих палат. Строение размерами 18 х 13 сажен (38,4 х 27,7 м) занимает площадь свыше тысячи квадратных метров. И взлёт творческого гения здесь не менее впечатляет …
Незаурядный памятник возведен в 1680-х годах стараниями митрополита Ростовского Ионы Сысоевича (ок. 1607 - 1690). Известно, что иерарх, будучи человеком честолюбивым, любил пышные празднества и помпезные шествия. Церковные службы под его началом превращались в театрализованные действа со звонами, где тон задавал исполинский колокол «Сысой» весом 32 тонны.
Вместе с тем, легендарный митрополит обладал безупречным художественным вкусом. Творческое начало сочеталось в Ионе Сысоевиче с блестящими организаторскими способностями. Благодаря его завидной энергии и деловой хватке в жизнь были воплощены крупные проекты, отмеченные печатью высокого мастерства: Петровский и Троицкий соборы в Ростове, Михаило-Архангельская церковь в Белогостицах, дивный Воскресенский монастырь в Угличе.
И наконец, созданный им ансамбль Ростовского кремля называют «лебединой песней» древнерусского зодчества!
Считается, что строительство Архиерейского двора в Ярославле было вызвано насущной необходимостью. К концу 17 в. Ростов Великий, центр древней епархии, оказался на периферии политической, торговой и финансовой активности обширного Верхневолжского региона. Для решения многих вопросов митрополиту приходилось выезжать в Ярославль.
По замыслу амбициозного владыки, новая резиденция должна была наглядно продемонстрировать высокий статус духовной власти. Своими размерами «Ионинский дом» значительно превосходил соседний воеводский двор. Высотной доминантой комплекса служила домовая церковь Леонтия Ростовского. Особо отмечалось, что изнутри она «отменным письмом подписана».
По периметру ограды располагались многочисленные хозяйственные постройки. А личными хоромами Ионе Сысоевичу служили «палаты каменныя изрядныя, с верхними и нижними жильями». Известно, что в западной части 2-го этажа располагался зал приемов, который современники сравнивали с «тронным чертогом». А в восточной половине находились покои иерарха, выходившие окнами в сад с видом на Волгу.
На первом, цокольном этаже дворца, размещались кухня с очагом, «пирожная», кладовки и «покои для слуг». В 3-х метровой толще кирпичной кладки были проложены внутристенные лестницы и каналы для горячего воздуха, обогревающего помещения.
Главный, южный, фасад «Ионинского дома» был обращен к Успенскому собору. Основу наружного убранства палат составляли филигранные наличники с тройными кокошниками (мотив Троицы) и ниспадающими «цепями». Горизонтальное членение палат подчеркивали пояски городчатого поребрика.
И апофеозом всего дворцового великолепия служило огромное крыльцо со смотровой галереей, украшенное изразцами, изящными колонками и висячими гирьками. Можно представить, как Иона Сысоевич горделиво нисходил с него в сопровождении свиты, и далее торжественно шествовал к собору.
К северному фасаду примыкало второе, более скромное крыльцо. Вместе с главным объемом крыльца составляли развёрнутую пространственную композицию, поражавшую своим масштабом и соразмерной гармонией деталей.
Известно, что в Митрополичьих палатах дважды останавливалась императрица Екатерина II. Первый раз - в мае 1763 г. во время поездки из Москвы в Ростов Великий и Ярославль. А второй раз – во время большого путешествия по Волге в мае 1767 г. В город она прибыла на императорской галере «Тверь» в сопровождении целого флота из 25 судов с экипажами 1122 человека.
Во время пребывания в Ярославле «просвещенная государыня» вдруг ощутила небывалый творческий подъём. В течение 5-ти дней под сводами Митрополичьих палат ей были написаны 5 одноактных комедий: «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного барина», «Госпожа Вестникова с семьёю», «Невеста-невидимка». Возле каждого названия рукой государыни была начертана приписка: «Сочинено в Ярославле».
Известный русский издатель Н. И. Новиков отмечал, что «Ярославль первый из городов российских обогатил русский театр комедиями о наших нравах». Конечно, критик мог подобострастно приукрасить достоинства венценосной авторши. Но по крайней мере, названия пьес весьма живые, выразительные.
«Тронный зал» палат служил царице достойным местом приема представителей ярославского дворянства и крупного купечества.
Некоторое время, около 1777 года, в Митрополичьих палатах проживал ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов. Его резиденция стала своеобразным штабом по разработке регулярного плана города.
Но далее на «Ионин дом» обрушилась череда невзгод. Его пытались ремонтировать, но в 1790-е гг. пришлось снести деревянные пристройки и каменные ворота со сторожкой. В 1809 г. «за ветхостью» разобрана церковь Леонтия Чудотворца и колокольня.
Очевидно, в 1830-х гг. при реконструкции дома по проекту архитектора П.Я. Панькова были снесены примечательные крыльца.
Но особенно тяжкие утраты постигли Митрополичьи палаты во время мятежа 1918 г. Дом сильно пострадал в результате артиллерийского обстрела, и представлял собой остов с зияющими провалами окон.
В начале 1920-х гг. рассматривался вопрос о сносе памятника. Однако тогдашней культурной общественности удалось отстоять здание, доказав его историческую ценность.
В результате реставрации, осуществленной в 1923-1928 гг. под началом П.Д. Барановского и И.А. Тихомирова, было воссоздано изначальное декоративное убранство палат: заделаны окна и двери, пробитые во время варварской реконструкции в XIX в., воспроизведена планировка интерьеров.
Однако два имевшихся в проекте каменных крыльца не были восстановлены из-за недостатка средств. В рамках скудного бюджета Наркомпроса удалось возвести лишь временное деревянное крыльцо с лестницей у северного фасада.
Поразительно, но и сейчас Митрополичьи палаты пребывают в том же виде, что и сто (!!) лет назад после частичной реставрации Барановского. Посетители музея по-прежнему, как во времена «Собачьего сердца», поднимаются в залы по ступеням временного деревянного крыльца.
Напомню, что Митрополичьи палаты находятся в самом оживлённом месте национального туристического маршрута – святая святых Золотого Кольца - близ Волжской Стрелки. Ныне в здании располагается экспозиция древнерусского искусства Ярославского художественного музея.
Восстановление крылец могло бы превратить памятник в подлинную драгоценность, неповторимый архитектурный шедевр. Что существенно повысило бы «туристическую привлекательность региона», означенную в губернаторской программе.
А пока, даже просто полюбоваться парадным фасадом крайне затруднительно – он начисто скрыт буйно разросшимися ёлками. И даже при полном солнечном освещении плоскость стены представляет собой хаотичную картину черно-белых пятен.
Экология, конечно, святое дело. Но, к примеру, в сквере перед Волковским театром ёлки-переростки периодически заменяют, чтобы храм искусства был виден во всей красе.
В заключение добавлю, что в 1977 году при ремонте чердачного помещения Митрополичьих палат рабочими был обнаружен тайник с 80-ю иконами XVI - начала XX в. Очевидно, они были спрятаны там в 1930-х годах. Судя по всему, безвестные филантропы стремились спасти для потомков хотя бы малую крупицу культурного наследия Ярославля, подвергшегося в 30-х страшному разгрому.
К удивлению искусствоведов, большинство икон после полувекового забвения находилось в хорошем состоянии. Среди них выделялся большой образ Святой княгини Ольги, являвшийся копией храмовой иконы работы М.В. Нестерова. Показалось, что смотрит она испытующе и укоризненно