Конечно, Коломна может многим чем гордиться: Кремль, пастила, калачи - это первое, что приходит на мой ум. Но когда приезжаешь и видишь город воочию, появляются и иные поводы для гордости. Уверен, что и они не окончательные.
Трамвай
Гуляя по Коломне, хоть и мокрой, и с осадками нельзя не обратить внимание на «живые» трамвайные пути, аккуратно проложенные по всему городу. Это особая гордость коломенцев. Сделаны они грамотно, не сливаются с автомобильным шоссе, только в некоторых местах есть пересечения. Так у них отдельная ветка. Поэтому встать в пробку в трамвае практически невозможно. Чем не сокровище? Тем более, что Коломенский трамвай единственный в Подмосковье (ранее еще в Ногинске был), а по большому счету один из немногих в России, так как всего 6% городов могут похвастаться наличием трамвайных маршрутов.
Пуск первого трамвая в городе по линии Коломна — Голутвин протяжённостью 5 км состоялся 5 ноября 1948 года. И дальше трамвайное предприятие только расширялось. На трамвае можно проехать через всю Коломну, ведь трамвайная сеть города насчитывает 10 маршрутов общей длиной 46 км, которые связывают между собой практически все части города. А до некоторых городских уголков возможно доехать только на трамвае, туда ни автобусы, ни маршрутки не ездят.
За 75 лет Коломенский трамвай перевёз свыше двух миллиардов пассажиров и пробежал почти 250 миллионов километров. Внушительные цифры! Коломенскому трамваю удалось пережить и «лихие 90-е» и кризис 2000 года и даже пандемию. За всю историю существования трамваев в городе не сокращено ни одного километра маршрута, и не разобрано ни одного километра пути.
А ведь коломенский трамвай — прадед российского трамвая, транспортное и промышленное наследие России. В 1869 г. Коломна прославилась по всей России, когда на машиностроительном заводе был выпущен первый паровоз, а затем именно на Коломенском заводе в 1891 году был выпущен первый электрический трамвай в Российской империи. В самой же Коломне стали использовать трамваи только как мы уже знаем в 1948 году – для доставки рабочих на паровозостроительный завод. С тех пор и Коломна стала еще и называться Родиной отечественного электрического трамвая.
Обожаю трамваи. В них присутствует какая-то неумолимая романтика. К сожалению, не представилось шанса увидеть Коломну с другого ракурса — из больших окон трамвая. Уверен – загляденье!
Шевлягинская бассейка
Когда мы еще не дошли с сыном до Кремля, то встретили толчею – и это помимо специально организованной туристической группы в музей пастилы. Люди фотографировались возле водоразборной колонки. Сына, на всякий случай, я там тоже сфотографировал и мы пошли дальше. Уже на территории кремля мы еще раз столкнулись с колонкой. В этот раз нам объяснили, что к чему. Еще один повод для гордости Коломны!
Шевлягинская бассейка - уникальный памятник историческому коломенскому водопроводу, построенному в начале XX века, представляющий собой воссозданную по дореволюционным чертежам копию водоразборной колонки тех времён. Колонка-то действующая и подключена к городскому водопроводу, воду используют только как питьевую. На зиму, понятное дело, ее закрывают. Её чугунный восьмигранный корпус украшен изящным рисунком, а также рельефными изображениями цветов.
А «Шевлягинскими бассейками» колонки стали неспроста, по фамилии почётной гражданки Коломны - Марии Шевлягиной, которая безвозмездно, то есть даром, спонсировала строительство коломенского водопровода. Сейчас такое редкость! На одной из граней выгравированы дарственные слова:
"1902-й год. Дар Городу Коломне от Потомственной Почётной Гражданки Марии Николаевны Шевлягиной при непосредственном участии в деле сооружения водопровода Почётного Гражданина города Балашова Владимира Михайловича Лежнева. По проекту Инженера Александра Александровича Климова".
Помимо прочего, известной благотворительнице рядом с музейной фабрикой пастилы установлен бронзовый бюст. Его автором выступил скульптор Валерий Серёжин. Достойная память великой женщине!
Ранее в городе существовало 6 подобных колонок, теперь только две. И с обеими посчастливилось ознакомиться. В начале прошлого века Коломна стала первым городом Московской губернии, где был открыт собственный городской водопровод. Историческое событие случилось в 1902 году, но этому предшествовала долгая прелюдия.
На рубеже XIX – XX веков, Коломна столкнулась с проблемой снабжения питьевой водой. Обычно воду забирали из Москвы-реки, но она была плохого качества, что способствовало распространению среди горожан опасных заболеваний. Поэтому строительство водопровода стоял остро. Но как часто бывает, в городской казне, на столь важное дело денежных средств не нашлось. Власти решили сделать ход конем и обратились к Марии Николаевне Шевлягиной - известной благотворительнице, дочери богатого коломенского купца Николая Афанасьевича Шевлягина.
Посоветовавшись с инженером Владимиром Михайловичем Лежневым, она согласилась финансировать строительство городского водопровода. Но успела выдвинуть одно условие, дабы иметь возможность контролировать расход средств, её родственник, владелец кожевенной лавки Михаил Иванович Посохин, должен стать городским головой. Условие было выполнено, после чего Шевлягина через свой банк выделила необходимые средства.
В 1987 году на берегу реки Коломенки началось бурение двух артезианских скважин. Вода, добытая со 120-метровой глубины, была признана пригодной для питья, и Шевлягина, которая следила за ходом работ, выделила дополнительные средства на строительство водокачки и водонапорной башни, а также прокладку водонапорных сетей по улицам города. В 1902 году по проекту известного инженера Владимира Шухова в Коломне построили ажурную 45-метровую водонапорную башню. На её строительство ушло менее года: башню собирали из готовых конструкций, привозившихся из Москвы.
В городе, как ранее было сказано, установили 6 водозаборных колонок. Чистая артезианская вода подавалась в них по чугунным трубам с помощью паровых котлов. Любой желающий мог набрать воды из колонки совершенно бесплатно, и люди охотно этим пользовались: из примерно 30 тысяч населения Коломны водопроводную воду употребляли около 24 тысяч человек.
Благодетельство Марии Шевлягиной на этом не закончились. Содержание водопровода обходилось в 10 тысяч рублей ежегодно, но городу это обходилось всего в 1 тысячу рублей: ещё 1 тысячу рублей собирали с домов, которые были подключены к системе, а оставшиеся 8 тысяч безвозмездно давала Шевлягина! На обслуживание водопровода в 1910 году требовалось всего 7 человек!
К сожалению, в советские годы система стала ветшать, устарела и была разобрана. Бассейки оказались утрачены. Не так давно было принято решение восстановить «шевлягинские бассейки» в качестве памятника и достопримечательности. Первая копия, воссозданная по старым чертежам, как раз появилась 18 апреля 2013 на бывшей Молочной площади, известной также как "площадь пяти углов". А 14 сентября 2019 – вторая, на улице Лазарева.
Когда родилась идея восстановить уникальную коломенскую водоколонку, у энтузиастов в распоряжении были только фотографии. На них было совершенно невозможно разглядеть сложный рисунок, выбитый на стенках восьмигранной колонки. Тогда решили провести раскопки в месте, где была раньше установлена колонка – и, к счастью, обнаружили одну из сохранившихся стенок. Художники-реставраторы заново ее спроектировали на основе сохранившихся фотографий, затем около полугода над колонкой трудились оренбургские мастера. По их словам, сложность была не только в том, что чертежи колонки занимали больше 90 листов, но и в том, что у «заказа» очень непростая конфигурация. Отдельно отливали из чугуна орнамент, уголки, архитектурные обломы — всего набралось больше 150 деталей. Зато получилась красавица на загляденье — восьмигранная, почти четырехметровая, весом под тонну. Ее размеры, кстати, полностью соответствуют дореволюционным. Одна из граней какой-то «шевлягинской бассейки» чудом сохранилась до наших дней и экспонируется теперь в местном краеведческом музее.
Автор проекта реконструкции колонки М.Н. Шевлягиной - архитектор-реставратор Станислав Петрович Орловский.
О коломне можно рассказывать много и интересно. НО куда лучше туда съездить. Чего вам и желаю. За сим откланиваюсь.
Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой канал.
Кстати, у меня есть очерк о "литературной" Коломне, об усадьбе Горенки, о городе Реутове, поселке Томилино