Найти в Дзене
ПроФэнтези

Земные прототипы стран из "Игры Престолов": Эссос

Оглавление

В предыдущих статьях мы обсудили параллели из реальной истории с землями Вестероса и Вольными Городами, а теперь пришла очередь стран и народов из остального Эссоса. Как и раньше, это не значит, что Мартин использовал только один источник для вдохновения. Порой он сам признается, что источников было несколько.

Кхал Дрого (арт JB Casacop, www.deviantart.com).
Кхал Дрого (арт JB Casacop, www.deviantart.com).

1. Дотракийцы - собирательный образ кочевников

По словам самого Мартина, исторические прототипы дотракийцев – это монголы, гунны, аланы и равнинные индейцы (с небольшой долей авторской фантазии). Но правильнее будет сказать, что описание дотракийцев основано на западных стереотипах об этих племенах, причем стереотипы слабо связаны с реальной историей.

Взять, например, склонность к разрушению. Если дотракийцы захватывают поселение, то грабят его, затем сжигают, а жителей либо убивают, либо угоняют в рабство. В дотракийских степях сохранилось много городов-призраков, которые так и не восстановились после налета кхаласаров. Однако с исторической точки зрения это просто устоявшийся стереотип. Золотая Орда далеко не всегда разрушала покорившиеся города и даже строила новые. Подробнее о реалистичности дотракийцев можно прочитать в отдельной статье:

Сарнат - столица Сарнора по версии www.thegreatgame.fandom.com (арт Emmanuel Shiu).
Сарнат - столица Сарнора по версии www.thegreatgame.fandom.com (арт Emmanuel Shiu).

2. Сарнор - Персидская империя

Сарнорское царство - величайшая цивилизация древнего Эссоса (после Долгой Ночи). Его земли располагались в бассейне реки Сарны. Сарнор был союзником Валирии в гискарских войнах, но после падения Республики в результате катаклизма сам не выстоял под ударами дотракийцев. К событиям "Игры престолов" остатки сарнорцев сохранились в городке Саат на берегу Студеного моря.

Сарнором правил Великий царь - это созвучно титулу Ахеменидов "великий царь, царь царей". Тактика сарнорцев также похожа на персидскую. В Битве на Вороньем поле против четырех кхаласаров выступили 6 000 серпоносных колесниц, за которыми следовала панцирная конница. Далее в центре располагалась пехота (копейщики и лучники), а по флангам - легкие конники. Женщины сарнорцев участвовали в войнах - известно, что аристократки Древней Персии тоже получали боевую подготовку.

Миэрин (арт Lincoln Renall, www.artstation.com).
Миэрин (арт Lincoln Renall, www.artstation.com).

3. Гискар - цивилизации Междуречья

Гискарцы живут на восточном побережье Залива Работорговцев и Залива Горя. В прошлом Гискарская империя долго воевала с Валирией, пока драконьи всадники не сожгли главные вражеские города и не угнали в рабство их население. Но и сейчас Астапор, Юнкай, Новый Гис и другие поселения чувствуют общую связь, выступив единым фронтом против захватившей Миэрин Дейнерис.

Отличительная черта гискарских городов - ступенчатые пирамиды, в которых живет знать. По описанию они очень похожи на такие же пирамиды-зиккураты в Вавилоне, городах Шумера и Ассирии (правда, в нашей истории они были храмами). Интересно, что на некоторых уровнях гискарских пирамид устраивались террасы с садами - напоминает известные Сады Семирамиды. Впрочем, есть определенные параллели и с Древним Римом: гладиаторские игры, одежда - токары (похожие на тоги), легионы из свободных граждан.

Кварт (арт Lincoln Renall, www.artstation.com).
Кварт (арт Lincoln Renall, www.artstation.com).

4. Кварт - Вавилон

Между этими городами очень много общего:

  1. оба претендуют на звание одного из самых больших и древних городов своего времени;
  2. тройные стены. В Вавилоне внутренняя и средняя стена построена из обожженного кирпича, внешняя (ограждала предместья) - из необожженного. В Кварте побогаче: одна стена - из песчаника, другая - из гранита, третья - из черного мрамора;
  3. ворота из оббитого медью дерева (известно, что в Вавилоне это был кедр);
  4. изображения на стенах. В Кварте на каждой стене вырезаны свои изображения: на внешней - животные, птицы, рыбы и змеи; на средней - боевые сцены; на внутренней - любовные картинки. В Вавилоне через укрепления проходила дорога Мардука, которую дополнительно огораживала стена, облицованная синей глазурованной плиткой. По ней вышагивали львы, драконы, рогатые полукрокодилы и загадочные сирруши (гибрид змеи, льва, птицы и скорпиона).

Стены Кварта - одно из Семи чудес света в мире "Игры престолов":

Йин - столица И-Ти (арт Henrik Zähringer, www.artstation.com).
Йин - столица И-Ти (арт Henrik Zähringer, www.artstation.com).

5. И-Ти - Китай

Самая очевидная параллель. Золотая империя И-Ти находится далеко на Востоке, в ней сменилось уже 11 императорских династий с божественным статусом, ученые владеют чтением и письмом уже многие тысячи лет, а местная знать носит титул "шань". Интересно, что на момент событий "Игры престолов" в И-Ти наблюдается своеобразное Троецарствие - на власть претендуют сразу три императора: Бу Гай, Пол Ко и Лорд-Чародей.

Один из легендарных правителей Китая - Хуан-ди, Желтый император. Лорд-Чародей И-Ти называет себя 69-м Желтым императором. Его противники тоже "цветные": Бугай - 17-й Лазурный, а Пол Ко - 1-й Оранжевый император. По традиции только правитель И-Ти может носить златотканые одежды с зеленым жемчугом и нефритом.

На севере И-Ти так же, как и Китай, граничит со степями, где живут кочевники - Джогос-нхаи. Они невысокие, коренастые, кривоногие и смуглые, их кожа имеет желтоватый оттенок. Общины Джогос-нхаев живут в мире между собой, зато часто объединяются, чтобы повоевать с соседями.

Монастырь в джунглях И-Ти (арт Henrik Zähringer, www.artstation.com).
Монастырь в джунглях И-Ти (арт Henrik Zähringer, www.artstation.com).

6. Остров Лэнг - Тайвань

Главное сходство в том, что оба острова завоевывала материковая империя, И-Ти и Китай соответственно. При этом ко времени "Игры престолов" Лэнг вышел из подчинения И-Ти, теперь там правит своя Божественная императрица. Однако на острове осталось много итийцев и полукровок.

Еще один неочевидный момент: коренные лэнгийцы считаются самым высоким народом в мире "Игры Престолов" (средний рост - около 2 м). Конечно, на Тайване не такая заметная диспропорция, но в целом по Китаю (с учетом острова) отмечается увеличение роста жителей с запада на восток. По сведениям Википедии тайваньцы в среднем выше китайцев на пару сантиметров.

Арео Хотах из Великого Норвоса (арт henning, www.awoiaf.westeros.org).
Арео Хотах из Великого Норвоса (арт henning, www.awoiaf.westeros.org).

7. Моссовия - Московия

Мартин любит менять буквы в словах, чтобы получилось вроде бы узнаваемо, но более-менее оригинально :) Samwel вместо Samuel, Eddard -Edward и т.д. Можно предположить, что имя для далекой лесной страны на востоке континента Мартин придумал по такому же принципу: Moscovy => Mossovy.

Еще в Моссовии темно и холодно. Там начинается царство туманов, тьмы, бурь и хаоса, где море и небо сливаются воедино. Такое описание напоминает полярную ночь на нашем Крайнем Севере. Хотя, конечно, гораздо больше на средневековую Россию похож город Норвос :)

Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)