Некоторые музыкальные инструменты тесно связаны с каким-то народом. Например, в Шотландии, мы знаем, это волынка, в Армении — дудук, а Россия ассоциируется балалайкой. Стереотипы иностранцев безоговорочно вызывают в образе русского мужика щапку-ушанку, именно с этим инструментом. На самом деле так и есть, балалайка является символом России. Но правда ли, что её родиной является наша страна?
Когда появилась балалайка узнать невозможно, существуют только множество версий и теорий. Одна из них, по мнению музыкальных историков, переносит нас к временам монгольского ига, когда славяне могли перенять такой инструмент у кочевых племен. По другой версии, русские купцы заметили её у арабского исследователя, который путешествовал по Волжской Булгарии, но подтверждающих фактов очень мало.
Отсюда появилась догадка, что родоначальницей балалайки являлась домра, на которой бренчали скоморохи, которых со временем запретили. Их перфомансы заканчивались пьянками в уличных кабаках и непристойными песнями, что сильно раздражало церковных деятелей. В конце XVII века домру стали называть «бесовским инструментом», а скоморохов били батогами. Тогда умельцы из народа переделали домру, превратив её в балалайку, надо же было как то веселиться.
В московских летописях балалайку начинают упоминать в начале XVIII века. Она обретает огромную популярность среди народа, упоминание о ней можно увидеть в различных видах фольклора. Само название имеет общий корень с такими терминами, как «балабол, балагур». Это отчетливо доносит природу музыкального инструмента, который одаривает веселой, игривой мелодией.
Все большую любовь среди народных масс, балалайка обретает в начале XVIII века, когда ей приписали славянское происхождение и провозгласили национальным инструментом. На ней играли как в городах, так и в селах. Она стала неотъемлемым атрибутом на свадьбах, гулянках, и даже похоронах. Кстати раньше балалайка имела круглую форму, только позже мастера сделали её треугольной.
Однако не все так гладко. Начиная с XIX века балалайка переходит в ранг плебейского инструмента. Её примитивность подчеркивали профессиональные музыканты и гнушались в высшем обществе. Бренчать на трех струнах можно только во время крестьянских забав. Ни один оркестр на использовал балалайку, среди народа её популярность также упала.
Всё изменил Василий Андреев. На протяжении пяти лет своей жизни он работал над возрождением балалайки, чтобы инструмент пришел к светской публике. По его чертежам известный инструментарий Ф. Пасербский изготовил инструмент, форма которого дошла до наших дней.
В эпоху СССР балалайка торжественно была принята в мир академической музыки. Начинает издаваться учебная и методическая литература, открываются факультеты по обучению игре на балалайке в различных вузах. Для балалайки написано множество различных музыкальных произведений.
Понравилась статья? Тогда обязательно поставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей в своих социальных сетях!
Читайте также