Самое раннее упоминание о поселении на реке Мезени относится к 1545 году. Первым тут поселился новгородский боярин Окладников с сыновьями. Со временем вокруг возникли ещё несколько слобод. Жители стали заниматься земледелием, пушным и рыбным промыслом. Лишь в 1780 году при Екатерине II Мезень стала уездным городом в составе Архангельского наместничества.
Мезенские поморы издревле считались хорошими мореходами, участвовали во многих далёких плаваниях по полярным морям. В поисках богатой добычи они осваивали Шпицберген, Новую Землю и Мангазею. Эти люди охотились на тюленей и белых медведей, добывали гусей и другую многочисленную дичь севера. Немалую роль мезенцы сыграли и в освоении Сибири и Дальнего Востока России.
Писатель-краевед А.А. Жилинский (1891 – 1962) так писал о мезенцах:
«Жители Морского побережья — отважные моряки и промышленники, веками закаленные в суровой борьбе с морской стихией, у которой приходится беспрестанно оспаривать право на жизнь. Мезенцы издревле участвовали во всех далёких морских плаваниях по необъятному Студеному морю, берега которого всюду с самых отдаленных времен пестрят обветшалыми крестами безвестных русских северных мореплавателей».
Особенно славились и мезенские коновалы. Коновалы — ветеринары-ремесленники, традиционно занимавшиеся обслуживанием и лечением домашнего скота в русских деревнях. Ни в одной губернии Севера России не было такого уезда, где бы коновальство было так широко распространено, как на Мезени. Здесь оно носило характер отхожего промысла. Ватаги мезенских коновалов ежегодно расходились по Европейскому Северу России, в основном в Архангельскую, Олонецкую, Вологодскую, Вятскую губернии, а отдельные из них ходили в Сибирь.
Мезенские коновалы считались почти что знахарями, были очень известны. Как говорится в энциклопедическом словаре Ефрона и Брокгауза:
«Коновал — скотский лекарь-самоучка... С помощью простых снадобий (преимущественно трав) некоторые коновалы очень удачно лечат скотские болезни, но большинство прибегает к заговорам, занимается знахарством».
Немаловажной частью культуры Мезени стала мезенская или палащельская роспись, которая возникла в этих краях. Считается, что такая техника росписи является одним из старейших художественных промыслов Русского Севера. Изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи — красном и черном. В наши дни мезенская роспись широко используется в производстве сувенирной продукции. Сегодня росписью занимаются в основном женщины. Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписями в старину. Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они хорошо воспринимаются и легко повторяются детьми.
Известно, что мезенцы активно занимались торговлей со всей округой:
«Во время процветания торговли на Мезенскую ярмарку съезжались купцы из Архангельска, Холмогор, Пинеги и с Вашки, а привозимые с собой товары, хлеб, железные изделия, бумажные и шелковые материи, ситцы, сукно и другие мануфактурные произведения преимущественно выменивали на сало и кожу морских зверей, на рыбу, особенно отличную соленую семгу, на пернатую дичь, гусиный, лебяжий и гагачий пух и перья, колгуевских соленых гусей, кожи, мясо северных оленей, масло и т. п.»
В поисках дешёвых товаров мезенские купцы очень активно контактировали с местными самоедами (канинскими ненцами) и обменивали у них оленину, песцовые шкуры, гусей и прочие дары природы на различные полезные вещи. В работах того же А.А. Жилинского указано, что население Мезенского уезда, главным образом, жило за счёт рыбных и звериных промыслов.
За несколько столетий активной хозяйственной деятельности жители Мезени расселились по всей округе (полуостров Канин, Тиманский берег Баренцева моря, река Печора), и в результате не только навели контакты с местными самоедами, но и основали различные поселения, некоторые из которых разрослись и существуют до сих пор.
В частности, на реке Индиге выходцы из Пинеги в XVIII веке основали Поповку, а в XIX веке выходцы из Мезени основали уже и поселок Индига. В первой половине двадцатого века население Индиги стало увеличиваться за счёт переселенцев из Мезени, которых перевозили в Индигу вместе с их домами и остальным хозяйством.
Современная Мезень — самый северный город России, сохранивший целостную дореволюционную застройку. Архитектура города представлена как домами, построенными в стиле традиционного русского деревянного зодчества, так и более поздними, советскими постройками.
В городе можно увидеть необычное, казалось бы, явление. Два раза в сутки река Мезень течёт против своего течения и наполняет воды своего русла. Этим пользуются сотрудники речного транспорта и рыбаки: наполняясь водой, река поднимает со дна корабли, что позволяет выйти транспорту в открытое море, а местному пассажирскому транспорту перевозить людей из Мезени в Каменку. Связано такое явление с морскими приливами.
В городе находится портопункт Кривка морского порта Мезень, расположенного на левом берегу реки, в 7 км от города, в посёлке Каменка. В летние и зимние месяцы выручает наземное сообщение. Однако в периоды межсезонья кроме как самолётом в район не попасть: в Мезени действует аэропорт, который обеспечивает транспортную доступность с Архангельском и с самыми отдалёнными поселениями края. Аэропорт Мезень находится в трёх километрах от центра города.
Истинным сокровищем мезенского края является её природа. Леса урожайны на ценные породы кустарников, грибов и ягод (клюква, брусника, черника, королевская ягода морошка). Большим чудом это суровой северной земли считаются белые ночи. Климат и условия проживания здесь суровые. Но с годами мезенская земля с её многовековой историей, нетронутой природой, богатейшим культурным и архитектурным наследием становится всё более привлекательной для путешественников со всей страны. Мезенский район стал интересен экспертам Ассоциации самых красивых деревень России. В 2017 году в состав Ассоциации вошла деревня Кимжа, а ровно через год – деревня Кильца. Мезенский край может стать отличным местом для полноценного отпуска и отдыха. Невероятной красоты природа, культурное и архитектурное наследие, люди - то, что заставляет тысячи гостей посещать Мезень и окрестности.
Другие статьи:
Музей деревянного зодчества «Тальцы»
Шестиэтажная рубленая мельница Баркова
Основные архитектурные принципы традиционного русского деревянного дома
Музей деревянного зодчества в усадьбе Василёво
История деревянной церкви Ильи Пророка в Белозерске
Наши соцсети:
ВКонтакте: https://vk.com/novoestaroezodchestvo
Telegram: https://t.me/proekt_novoestaroe